04
мая
Понедельник
19:00
2009
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д.37
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 326 4141
Афиша концерта:
камерный концерт
I отделение

Ф. Мендельсон (1809-1847) Трио №1 ре-минор Соч. 49
С. Рахманинов (1873-1943) Элегическое Трио соль-минор
Д. Шостакович (1906-1975) Трио №1 до-минор Ор.8

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Алексей Осипов (скрипка)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Никита Киняев (виолончель)
Исполняет – лауреат XV Международного конкурса им. П.И.Чайковского
Сергей Редькин (фортепиано)
II отделение

Д. Шостакович (1906-1975) Квартет №8 op.110
М. Арнольд (1921-2006) Квартет №2 op.118

Лауреаты международных конкурсов:
Мария Болтовская (скрипка)
Анна Фенстер (скрипка)
Алексей Агеев (альт)
Владимир Гаврюшов (виолончель)
Художественный руководитель - Заслуженный артист РФ, профессор И.И. Левинзон

Исполняет
Квартет «Modus» (струнные инструменты)

О программе концерта

Имя немецкого композитора Феликса Мендельсона (1809-1847) широко известно в музыкальном мире. Он был одним из представителей немецкого романтизма, тесно связанным с классическими традициями, создавшим удивительные по звучанию сочинения разных жанров. Стиль композитора отличают филигранная техника, красота, ясность и легкость изложения. Р. Шуман называл Мендельсона "Моцартом XIX века". Мендельсон создал жанр программной концертной увертюры, получившей широкое распространение в музыке последующих десятилетий. Особенно выделяются в его творчестве две грандиозные симфонии - "Итальянская" и "Шотландская", популярнейший цикл фортепианных пьес "Песни для слов", изумительно красивый концерт для скрипки ми-минор, струнные квартеты и трио - одни из самых популярных в своем жанре.

Большое трио № 1 для фортепиано, скрипки и виолончели ре-минор было написано Мендельсоном в 1839 году. Композитор использовал четырехчастный цикл (1. Molto allegro ed agitato. 2. Andante con moto tranquillo. 3. Scherzo. 4. Finale). Романтические черты, отличающие уже начальную тему произведения, активно развиваются на протяжении всех четырех частей, обретая наиболее яркую форму в финале (Allegro assai appassionato).

В творческом наследии С.В. Рахманинова (1873-1943) жанр трио представлен двумя сочинениями. Самое известное - Элегическое трио № 2, написанное в год смерти Чайковского (1893) и посвященное его памяти. Однако годом раньше Рахманиновым было создано первое Элегическое трио соль-минор, которое относят к числу юношеских сочинений композитора, называя рядом с такими произведениями как Фортепианный концерт № 1 и симфоническая поэма "Князь Ростислав". Трио соль-минор одночастно. Оно, начинаясь как Lento lugubre (медленно, мрачно), во многих отношениях продолжает траурно-лирическое толкование жанра трио, заложенное П.И. Чайковским в его трио "Памяти великого артиста". В то же время Элегическое трио Рахманинова очень ярко и драматично, оно построено на частой смене настроений и убедительно раскрывает романтический облик молодого художника.

Искусство Д.Д. Шостаковича (1906-1975) - одна из вершин музыки ХХ века. Произведения композитора, написанные в разные годы и в разных жанрах, неизменно несут на себе печать гениальности своего творца, воплощая темы и образы большого социального значения. Однако среди опусов композитора, написанных в молодые годы, есть сочинения совершенно склада, и среди них - Трио № 1 для скрипки, виолончели и фортепиано c-moll ор. 8. Трио было написано в 1923 году в период обучения Шостаковича в Петроградской консерватории. Оно отличается подчеркнуто романтическим, преимущественно лирическим характером и посвящено Татьяне Гливенко, в которую был тогда влюблен 17-летний композитор. Одночастное по форме, оно сдержанно, но с характерной для Шостаковича убедительностью раскрывает всю гамму юношеских чувств, память о которых оставалась с композитором на долгие годы.

Одной из наиболее значимых тем для Шостаковича зрелого периода стала военная тема, начало которой было положено Седьмой симфонией. Она же была воплощена в Восьмом струнном квартете до-минор, написанном в 1960 году и посвященном "Памяти жертв фашизма и войны". Квартеты Шостаковича вообще и Восьмой квартет в частности по масштабности замысла и интенсивности развития могут быть вполне сопоставимы с его симфоническими полотнами, тем более, что композитор в своем сочинении расширяет традиционные четырехчастные рамки квартета, вводя дополнительную пятую часть и переосмысливая драматургию в целом. Три Largo Квартета (1, 4 и 5 части), разделенные Allegro molto (2 часть) и Allegretto (3 часть), намеренно усиливают скорбный характер сочинения.
Квартет был написан Шостаковичем в течение трех дней - с 12 по 14 июля 1960 года во время поездки в Германию. Лейтмотивом всего квартета становится монограмма имени композитора D-S-C-H (D. SCHostakovitsch). Тема звучит с первых тактов, с нее начинаются третья и пятая части, и далее эта тема-автограф проходит через все части, принимая различные формы, но оставаясь узнаваемой. Кроме того, композитор вводит в квартет цитаты из многих своих произведений: Первой, Восьмой и Десятой симфоний, Фортепианного трио, Виолончельного концерта, оперы "Леди Макбет Мценского уезда", а также темы песни "Замучен тяжелой неволей", которой предшествует музыка, написанная Шостаковичем для кинофильма "Молодая гвардия" - сцены казни молодогвардейцев. Созданные в разные годы, эти сочинения в определенной мере обрисовывают жизненный путь самого Шостаковича, и темы из них, обобщенные в квартете, проходят под знаком основной темы композитора - D-S-C-H.
Британский композитор Малкольм Арнольд (1921-2006) получил известность в первую очередь как автор музыки к 130 кинофильмам. Но, помимо этого, им написано две оперы, семь балетов, девять симфоний, мюзикл и два десятка концертов. Среди камерно-инструментальных сочинений композитора выделяются его два струнных квартета, созданных с разницей в четверть века. Второй квартет, как и многие его сочинения, особенно близки юношеским и любительским коллективам, благодаря особому авторскому стилю, объединяющему элементы классической, джазовой, популярной и фольклорной музыки.

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин