08
ноября
Суббота
17:00
2014
Стоимость билетов:
100-150 рублей
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Ярославль, ул.Максимова, д.13
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (4852) 30-92-65
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

С.Рахманинов (1873-1943). Рапсодия на тему Паганини ор.43

Солист – лауреат международных конкурсов
Жерард Аймонче (фортепиано)

Ж.Ибер (1890-1962). Концерт для флейты с оркестром

Солист – лауреат международных конкурсов
Федор Чернышов (флейта)
II отделение

П.Чайковский (1840-1893). Концерт №1 для фортепиано с оркестром ор.23

Солист – лауреат международных конкурсов
Николай Пестов (фортепиано)

Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Анатолий Оселков

О программе концерта

Известный французский композитор первой половины ХХ века, воспитанник Парижской консерватории, крупнейший музыкально–общественный деятель, представитель неоклассицизма Жак Ибер завоевал популярность как автор сочинений в самых разнообразных жанрах, написанных в том числе в творческом сотрудничестве с А. Онеггером, с которым вместе учился в консерватории, (опера «Малютки Кардиналь»), Ф. И. Шаляпиным (музыка к кинофильму «Дон-Кихот»). Ибер создавал оперы и балеты, оркестровые и хоровые сочинения, музыку к кинофильмам и многое другое. Искусство Ибера характерно для французской школы; в своих сочинениях он предстает изящным, остроумным, с легкостью соединяющим черты классического и демократического звучания, выступая то серьезным, то насмешливым, то изысканным мастером. Концерт для флейты с оркестром был написан Ибером в 1932 году, он посвящен известному исполнителю и педагогу Марселю Моизу (1889-1984). Традиционная трехчастная структура сочинения (1. Allegro. 2. Andante. 3. Allegro scherzando) позволяет композитору обозначить разные поэтические состояния, где лирически–возвышенная средняя часть обрамлена бойкой, остроумной первой частью и стремительным скерцозным финалом.
Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром была написана С.В. Рахманиновым в годы эмиграции в 1934 году, ее часто называют Пятым фортепианным концертом композитора. Выдающийся пианист, Рахманинов положил в основу сочинения форму вариаций, где в качестве главной темы выступает знаменитый Каприс для скрипки соло № 24 Н. Паганини, к которому в разное время обращались многие композиторы, в том числе Ф. Лист и И. Брамс. Гений Рахманинова, умение раскрывать все грани первоначального образа позволили ему в рамках жанра Рапсодии создать фантастическую по красоте, виртуозности, художественному богатству инструментальную пьесу, где присутствуют и знаменитая тема католического песнопения Dies Irae («День гнева»), и лирически распевные мелодии, причудливо сплетающиеся и образующие многоплановые музыкальные образы. Тема 24 каприса Паганини, преобразованная в 24-х вариациях, воспринимается как театральное действо, где на наших глазах раскрываются захватывающе интересные события. Не случайно знаменитый русский балетмейстер Михаил Фокин создал на основе Рапсодии одобренный композитором балетный сценарий, который детально представлял сюжетную драматургию Рахманинова.
Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского си-бемоль минор (1875) безоговорочно может быть отнесен к числу самых исполняемых в мировой музыкальной практике сочинений. Сейчас даже трудно себе представить, что в свое время он вызвал непонимание со стороны Н.Г. Рубинштейна, которому собирался посвятить новое произведение Чайковский и который объявил концерт «непригодным для исполнения». Первым исполнителем Концерта (это произошло в США, в Бостоне) стал Ганс фон Бюлов — выдающийся немецкий пианист, ученик Ф. Листа, которому и посвящено сочинение. В России же первым исполнителем Концерта был С.И. Танеев. В одном из писем он назвал сочинение первым русским фортепианным концертом.
В своем сочинении Чайковский использовал несколько народных тем, в том числе украинских. В первой части Концерта (Allegro non troppo e molto maestoso) в главную партию он ввел напев лирников, который слышал на Украине. Финал Концерта (Allegro con fuoco) композитор построил также на украинской плясовой песне «Выйди, выйди, Иваньку». По воспоминаниям брата Модеста Ильича Чайковского, во вторую часть Концерта (Andantino semplice. Prestissimo. Tempo primo) композитор ввел французскую песню, которую часто напевали его младшие братья.
Сочинение Чайковского принадлежит к числу самых светлых и самых торжественных среди всех фортепианных концертов. Открывающие первую часть Концерта мощные аккорды, яркая гимническая тема, звучащие и у оркестра, и у солиста, создают тот особый, приподнятый характер, который сохраняется на протяжении всей части, оттеняясь другими темами. Вторая (медленная) часть привносит лирический нюанс, возникающий благодаря теме, напоминающей колыбельную. Финал Чайковский традиционно решает как картину всеобщего веселья, хоровод народно-жанровых мелодий, логично венчающий Концерт.
Проф.З.М.Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин