03
октября
Среда
19:00
2012
Стоимость билетов:
150-200 руб.
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
I отделение

Р. Штраус  Концерт для гобоя с оркестром ре-мажор, оp. 144 (1945)

Солист – лауреат международных конкурсов
Василий Белявин (гобой)

А. Рубинштейн (1829-1894) Романс Тамары из оперы "Демон"
Н. Римский-Корсаков (1844-1908) Ариозо Ольги из оперы "Псковитянка"
Дж. Верди (1813-1901) Романс Медоры из оперы "Корсар"

Солистка
Евгения Руцкая (сопрано)
II отделение

Е. Шторх (1841-1877) Концерт для контрабаса с оркестром

Солист
Иван Сметанкин (контрабас)

Дж. Пуччини (1858-1924) Ария Лиу из оперы "Турандот"
Н. Римский-Корсаков (1844-1908) Ария Сервилии из оперы "Сервилия"

Солистка
Евгения Руцкая (сопрано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – победитель I Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис

О программе концерта

Рихард Штраус (1864-1949) – один из наиболее выдающихся немецких композиторов и дирижеров конца XIX – первой половины ХХ века, автор многих новаторских произведений. Он создавал сочинения в различных жанрах, среди которых — оперы, балеты, симфонические поэмы, музыка к драматическим спектаклям, хоровые произведения, романсы. В основе его произведений часто лежали выдающиеся произведения мировой литературы и философии Ф. Ницше, Ж.-Б. Мольера, Сервантеса и многих других. Современники отмечали необычайное новаторство Штрауса в области драматургии, гармонии, оркестровки. Друг композитора, известный французский писатель Р.Роллан писал о нем: «Воля у него героическая, покоряющая, страстная и могучая до величия. Вот чем Рихард Штраус велик, вот в чем он уникум в настоящее время. В нем чувствуется сила, властвующая над людьми. Эти-то героические стороны и делают его преемником какой-то части мыслей Бетховена и Вагнера. Эти-то стороны и делают его одним из поэтов, — быть может, самым крупным современной Германии».

Концерт для гобоя был написан Р. Штраусом сразу после окончания Второй мировой войны в 1945 году, когда композитору был уже 81 год. Создавая Концерт, он отмечал: «Я не выношу трагической атмосферы современности. Я имею право писать ту музыку, какая мне нравится, не правда ли?». Концерт для гобоя и малого оркестра был написан по просьбе американского солдата Дж. де Ланси, бывшего до войны гобоистом одного из симфонических оркестров, во время визита к композитору военных американцев после войны. В своем сочинении Малер как бы возвращается к традиционному концертному жанру эпохи Гайдна и Моцарта, создавая мажорное, светлое по характеру и средствам выразительности сочинение. И в то же время в Концерте все время высвечиваются черты композитора-новатора: сохраняя традиционное последование частей, Штраус выстраивает материал так, что одна часть перетекает в другую без перерыва; в мелодической самостоятельности каждой части просвечивает краткий сквозной мотив, проявляющийся во многих темах; «облегченная» партия малого оркестра не скрывает мастера сложнейшего симфонического письма.

В 1871 году А.Г. Рубинштейн (1829-1894) приступил к работе над оперой «Демон» по поэме М.Ю. Лермонтова, которая была им закончена уже через три месяца. Композитора привлек романтический, мятущийся образ главного героя, его противопоставленность всему обыденному, земному. Антиподом Демона выступает Тамара, образ благородный и душевно возвышенный, который развивается на протяжении оперы, превращаясь из милой, непосредственной девушки в любящую и страдающую героиню. Ее романс «Ночь тепла, ночь тиха», звучащий в шестой картине оперы перед появлением Демона, передает всю глубину переживаний. Мягкая восточная мелодия, в которую вплетаются эмоциональные всплески, состояние тревожного ожидание – все это передается композитором с удивительным изяществом и мастерством.

«Псковитянка» является первой оперой Н.А. Римского-Корсакова (1844-1908), написанной по драме Л.А. Мея, законченной в 1872 году и уже в январе следующего года поставленной на сцене Мариинского театра. Композитора привлекли исторические события России второй половины XVI века – эпохи Ивана Грозного. Образ Ольги – незаконной дочери царя — решен композитором необычайно многогранно: ее любовь сталкивается с невозможностью обретения счастья, а личная судьба тесно сплетается с судьбой родного Пскова. Ариозо Ольги «Ах, мама, мама, нет мне более», построенное на интонациях народного плача, в полной мере раскрывает светлый облик героини и ее грядущую трагическую судьбу.

Другая опера Н.А. Римского-Корсакова «Сервилия» также по драме Л.А. Мея написана в последние годы жизни композитора (премьера состоялась в 1902 году) и посвящена событиям из истории Древнего Рима во времена раннего христианства. Сервилия, дочь сенатора — самый интересный персонаж оперы, он продолжает галерею выразительных женских образов композитора, близких Марфе из «Царской невесты» и Снегурочке. Центральная ария Сервилии из III акта «Цветы мои, и вы в палящий полдень», мечтательная и нежная, с гибкой выразительной мелодией рисует мягкий и одновременно очень сильный образ.

Эммануил Шторх (1841-1877) – известный немецкий контрабасист и педагог, солист лейпцигского оркестра Гевандхауз, остался в памяти потомков, благодаря целому ряду сочинений для контрабаса. В первую очередь это касается многочисленных этюдов, до сих пор сохраняющихся в педагогической практике. Среди крупных сочинений музыканта – Концерт для контрабаса с оркестром, одно из самых репертуарных сочинений для данного инструмента, в котором представлены характерные для немецкого симфонизма этого времени опора на темы немецких песен, яркая динамика, богатые технические возможности солирующего инструмента.

Среди многочисленных сочинений итальянского композитора Джузеппе Верди (1813-1901) опера «Корсар», созданная по поэме Байрона в ранний период творчества (в 1848 году), известна сравнительно мало. Образ Медоры, невесты главного героя, стал одним из первых у Верди воплощением нежной, покорной судьбе подруги основного персонажа, столь значимый образ «вечной женственности». Романс Медоры из первого действия раскрывает основные черты героини, ее мягкость, мечтательность. Тема романса – одна из прекраснейших у композитора, выразительно оркестрованная, с включением арфы и деревянных духовых, передает тончайшие оттенки настроения героини в ожидании своего возлюбленного.

Опера «Турандот» стала последней в творчестве Джакомо Пуччини (1858-1924), которую он не успел завершить, и премьера сочинения, отредактированного другом композитора Ф. Альфано, состоялась в 1926 году. В основе сюжета – сказка К. Гоцци, где события разворачиваются вокруг истории любви жестокой принцессы Турандот и принца Калафа. Побочной линией является история рабыни Лиу, влюблённой в Калафа. В отличие от литературного первоисточника, образ Лиу решен композитором в мягких, лирических тонах, раскрывающих трогательную женственность героини.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Иван Сметанкин