12
ноября
Среда
19:00
2014
Стоимость билетов:
200-500 руб.
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Н. Паганини (1782-1840) Концерт №1 для скрипки с оркестром

Солист – лауреат международных конкурсов
Павел Милюков (скрипка)
II отделение

И. Брамс (1833-1897) Концерт №2 для фортепиано с оркестром ор.83

Солист – лауреат международных конкурсов
Филипп Копачевский (фортепиано)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Дирижер – победитель I Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис

О программе концерта

Искусство Никколо Паганини – крупнейшего итальянского скрипача и композитора, выдающегося виртуоза, одного из основоположников романтического исполнительского стиля – сохраняет свое значение и в настоящее время. Феноменальная скрипичная техника, «демонический» темперамент, яркая виртуозность исполнения еще при жизни музыканта породили легенды о сверхъестественной силе, питавшей его искусство. Эти качества в полной мере проявили себя в созданных композитором произведениях, в том числе написанных для скрипки концертах, концертных пьесах, 24 каприсах, циклах вариаций и др. Ференц Лист писал о Паганини: «Найдется ли еще один такой художник, жизнь и слава которого сияли бы таким ярким солнечным блеском, художник, которого весь мир в своем восторженном поклонении признал бы королем всех художников». Первый концерт для скрипки с оркестром был создан Паганини в 1816 году, он до сих пор остается одним из самых исполняемых сочинений. Для своего произведения композитор избирает классическую трехчастную форму (I. Allegro maestoso. II. Adagio. III. Rondo. Allegro spirituoso), наполняя его новым романтическим содержанием. Подчеркнуто экспрессивный стиль, контрастность образов, блестящие каденции, противопоставление солирующего инструмента и оркестра – эти отличительные черты позволяют говорить о скрипичном концерте, как одном из самых значительных сочинений данного жанра.
Инструментальные концерты занимают в наследии немецкого композитора Иоганнеса Брамса одно из центральных мест. В первую очередь это касается двух фортепианных концертов: № 1 ре минор создавался в 1854-1859 годах, № 2 Си бемоль мажор был закончен в 1881 году. В основе сочинений композитора лежат классические принципы концертного цикла, в них Брамс во многом продолжает бетховенские традиции, делая упор на подчеркнутую симфоничность звучания и трактуя партии солиста и оркестра как равноправные. Второй фортепианный концерт Брамс расширяет до масштабов четырехчастной симфонии, создавая монументальное эпическое полотно, но сохраняет романтические черты, проявляющиеся в определенной автобиографичности сочинения, в интонационных связях между частями, в общем звуковом колорите. Композитор предпосылает Концерту небольшое вступление к первой части (Allegro non troppo), своего рода эпиграф, очень необычный, в котором отсутствуют динамика и напряжение, но возникает незримый голос природы, периодически вcплывающий в дальнейшем. Вторая часть (Allegro appassionato) переводит действие в иную атмосферу, оказывающуюся сродни балладам композитора, в которой слышны оттенки венгерских народных танцев. Третья часть (Andante) — выразительный лирический центр Концерта, где сконцентрированы характерные черты брамсовской тематической пластики: здесь хоральность сплетается с песенностью, речитативность перемежается созерцательными мотивами. Часть начинается и заканчивается темой, звучащей соло у виолончели. Позднее она станет основой одной из песен Брамса «Глубже все моя дремота». Финал (Allegretto grazioso) словно впитал в себя черты музыкальной Вены: множественность интонационных истоков, в которых слышны вальсовость, песенность, фольклорные наигрыши, подаются здесь в особом, «грациозном» ключе.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Филипп Копачевский