19
декабря
Среда
19:00
2012
Стоимость билетов:
100-150 руб.
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
общедоступный концерт
I отделение

Й. Гайдн (1732-1809) Соната Hob.XVI:23 фа-мажор
Р. Шуман (1810-1956) Соната ор. 22 № 2 соль-минор
Л. Бетховен (1770-1827) Соната ор. 101 № 28 ля-мажор

II отделение

Дж. Крамб (р.1929) Соната для виолончели соло
А. Шнитке (1934-1998) Соната №1 для виолончели и фортепиано
М. Ростропович (1927-2007) Юмореска ор.5 до-мажор
А. Пьяццолла (1921-1992) Гранд танго для виолончели и фортепиано

Исполняет – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Василий Степанов (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Павел Райкерус

О программе концерта

Жанр сольной сонаты занимает ведущее место в клавирном наследии выдающегося представителя венской классической школы Йозефа Гайдна (1732-1809). П.И. Чайковский писал: «Гайдн обессмертил себя если не изобретением, то усовершенствованием той превосходной, идеально уравновешенной формы сонаты и симфонии, которую впоследствии Моцарт и Бетховен довели до последней степени законченности и красоты». Соната № 23 Фа мажор была написана композитором в 1773 году и посвящена Николаусу Эстергази – одному из представителей аристократического семейства, на службе у которого Гайдн находился почти 30 лет. Богатство и многогранность художественного содержания, активная динамика и лирическая выразительность, опора на фольклорные интонации разных национальных традиций, юмористические элементы, стройность и соразмерность музыкальных форм — все это отличает инструментальное искусство композитора и в полной мере проявилось в Сонате № 23, утверждающей классическую сонатную форму. В трех частях сочинения (I. Allegro moderato; II. Adagio III. Finale. Presto) образным центром становится вторая часть — нежная, выразительная клавирная фантазия, уже предвещающая черты романтического высказывания.
Над своей Сонатой № 2 Роберт Шуман (1810—1856), крупнейший немецкий композитор-романтик, начал работать в 1835 году. В 1838 году известная пианистка Клара Вик, будущая супруга композитора, писала Роберту Шуману: «Я с нетерпением жду вторую сонату, в ней так явно выражена ваша сущность». И в том же письме она призвала его пересмотреть последнюю часть, технически слишком трудную для исполнения, что и было сделано композитором. Не имея названия, Соната, однако, созвучна многим программным опусам композитора, раскрывающим особый характер страстных романтических образов, передавая героические порывы, неистовое движение, глубокую скорбь и любовное признание во всем многообразии возможных оттенков. Это отчасти находит выражение в темповых и динамических указаниях, которые композитор предпосылает каждой из четырех частей сонаты. I часть сопровождается ремаркой: «So rasch wie moglich» («Так быстро, как только возможно»), что не мешает Шуману далее вставлять указания «Schneller» («Быстрее») и «Noch Schneller» («Еще быстрее»), создавая к концу части неистовое динамическое напряжение. II часть — традиционное медленное Andantino, романтически возвышенное, проникнутое подлинным чувством. III часть задумана композитором как Скерцо, где проносится череда разнохарактерных образов и которое предполагается исполнять очень быстро, с выделением акцентов. IV часть — еще один стремительный раздел сонаты, который композитор вначале сопровождает ремаркой «Presto», затем вводя дополнение «Prestissimo». Здесь вихревое фортепианное движение произведения достигает апогея.
Соната № 28 принадлежит к числу последних сочинений Людвига ван Бетховена (1770-1827) в данном жанре. Именно здесь особенно видны поиски композитором новых форм и художественно-образных средств, стремление выйти за рамки традиционного следования частей, сделать сонату достоянием уже нового, романтического стиля. Поэтому в поздних сонатах редко встречается героика, эмоциональная активность и преобладают лирико-философские настроения. Сонату № 28 Бетховен создал в 1816 году и посвятил ее Доротее фон Эртман. Знакомство с ней произошло случайно в музыкальном магазине. Однажды композитор услышал, как кто-то разучивает его новую сонату в книжной лавке, и, зайдя внутрь, увидел девушку, которой композитор и предложил помощь в освоении произведения. В 1817 году, когда фон Эртман уезжала из Вены, Бетховен подарил ей на память фортепианную сонату ор. 101. Но это случайное знакомство имело свое продолжение: Доротея фон Эртман стала первой пианисткой, исполнившей на концертной эстраде все фортепианные сонаты композитора.
Соната № 28 носит по большей части лирический характер, что и было задумано Бетховеном, поскольку ремарка на первом листе рукописи отмечала «мечтательные чувства». В каждой из четырех частей произведения композитор обозначал ее характер: I часть, передающую душевное волнение героя, предлагалось исполнять «довольно живо и с глубоким чувством». II часть переводила действие в активную сферу, где господствуют маршеобразные ритмы («быстро, в характере марша»). III часть, приобретающая характер интродукции к масштабному финалу, носит скорбно-сосредоточенный характер (здесь авторское указание — «медленно, с тоской»). IV часть, приближающаяся по своему настроению к свободным романтическим композициям, становится вершиной всего цикла (не случайно в авторском указании присутствует уточнение «с решимостью»). Центральным ее эпизодом является фуга, звучащая в разработке, по-новому утверждающая основную тему части.
Джордж Крамб (родился в 1929 году) – известный современный американский композитор, автор ряда произведений в разных жанрах. Его имя связано с постоянным поиском новых тембров, форм звучания, расширением возможностей инструментов и человеческого голоса. Композитор писал: «Я считаю, что музыка в отражении тайников человеческой души превосходит даже силу языка». Известность композитору принесли струнный квартет «Черные ангелы», циклы для фортепиано «Макрокосмос», тетради «Мадригалы» и многие другие сочинения. Соната для виолончели соло была создана композитором в 1955 году, в период обучения в Берлине у Бориса Блахера (музыковеда и композитора, своим происхождением связанным с Россией), и в целом традиционна. I часть названа композитором «Фантазия», здесь композитор активно применяет разнообразную виолончельную технику, достигая необычных звуковых сочетаний. II часть — «Тема с вариациями», в основе которой лежит пасторальная сицилиана (старинный итальянский медленный танец). III часть — стремительная «Токката» —завершает цикл, воспроизводя элементы тем из предыдущих частей и представляя их уже в новом облике.
Альфред Гарриевич Шнитке (1934-1998) по праву считается одним из наиболее значимых композиторов России второй половины ХХ века, отразившим в своих произведениях острые проблемы современности. Его новаторское искусство отличается напряженной экспрессией, драматургической заостренностью, необычными, но всегда оправданными звуковыми открытиями. Ему принадлежат произведения самых разных жанров, хотя особое внимание композитор уделял симфоническим и камерно-инструментальным сочинениям. Соната для виолончели № 1 была написана Шнитке в 1978 году и посвящена первой ее исполнительнице Наталии Гутман. Характерное для сочинений 1970-х годов обращение композитора к традиционным принципам, использование элементов фольклорного искусства, относительная простота и выразительность музыкальных средств не помешали автору создать мощное, контрастное звуковое полотно, то «испепеляющее» своей трагичностью, то «убаюкивающее» мертвенной безысходностью. Три части Сонаты следуют без перерыва, как бы подчеркивая неразрывность человеческих ощущений. Первая и третья части — медленные, с постоянным выведением на первый план солирующей виолончели, они звучат как печальные монологи героя. Средняя часть с ее неистовым механическим движением олицетворяет вторжение внешней страшной силы, оказывающей разрушительное действие.
«Юмореска» — единственное сочинение выдающегося виолончелиста и дирижера М.Л. Ростроповича (1927—2007), написанное им для своего инструмента. Насыщенная моторикой, немыслимо трудная в техническом отношении, рассчитанная на виртуозное исполнения, эта короткая блестящая пьеса очень забавна, она в полной мере отвечает своему названию.
Астор Пьяццолла (1921-1992) — известный аргентинский музыкант и композитор, сочинения которого полностью изменили традиционные представления о танго, обогащенного композитором элементами джазовой и классической музыки. Среди многочисленных наград музыканта — Первая премия за лучший диск инструментальной музыки Итальянского жюри критиков, отметивших в своем решении: «За смелость композиций и за поразительное творчество в создании аранжировок, придающих танго новое звучание». Сегодня в концерте прозвучит одно из последних сочинений композитора в данном жанре — Гранд танго для виолончели и фортепиано, М.Л. Ростропович исполнил его в 1990 году, а затем в 1994 году на сцене французского Театра Колон на концерте памяти Пьяццоллы.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин