26
октября
Воскресенье
18:00
2014
Стоимость билетов:
150 рублей
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Тольятти, ул. Победы, 42
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (8482) 22-26-00
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Б.Барток (1881-1945). Концерт для альта с оркестром

Солистка – лауреат международных конкурсов
Анастасия Вожова (альт)

П.Чайковский (1840-1893). Вариации на тему Рококо Ля мажор ор.33

Солист – лауреат международных конкурсов
Михаил Калашников (виолончель)
II отделение

Л.ван Бетховен (1770-1827). Концерт №5 для фортепиано с оркестром ор.73

Солистка – лауреат международных конкурсов
Ирина Журавель (Сидоренко) (фортепиано)

Симфонический оркестр Тольяттинской филармонии

Дирижер – Заслуженный артист России Алексей Воронцов

О программе концерта

С творчеством венгерского композитора Белы Бартока (1881–1945) связана целая эпоха в развитии национальной культуры его страны и одна из неповторимых страниц европейской музыки. Самобытный и яркий художник, Барток, подобно русским композиторам И. Ф. Стравинскому и С. С. Прокофьеву, смело нарушал устоявшиеся традиции, бесконечно расширял образный и жанровый строй сочинений, выдвигая новаторские художественные решения. Наряду с занятиями композицией, он много времени уделял собиранию и изучению венгерского фольклора, создав новое направление в европейской фольклористике. Народное искусство стало и мощной основой его творений, сделав тем самым венгерские фольклорные песни и танцы общезначимым музыкальным элементом. Обращаясь преимущественно к инструментальным жанрам, Барток написал ряд самобытных музыкальных композиций, открывающих возможность по–новому воспринимать традиционные инструменты.
Всю жизнь тесно связанный с Родиной, Барток в 1940 году вынужден был эмигрировать в США, где и умер в 1945 году, оставив незаконченными ряд сочинений. К ним относится Концерт для альта с оркестром, завершенный по авторским рукописям другом и учеником, американо-венгерским альтистом и композитором Тибором Шерли, неотлучно находившимся рядом с Бартоком до конца его дней.
Сочинение решено Бартоком в «строгом стиле», его звучание лаконично, лишено броской концертности. Оркестр характеризуется скромным применением медных и ударных инструментов, солирующий альт безусловно господствует на протяжении всего сочинения. Три части (1. Moderato. 2. Adagio religioso. 3. Allegro vivace) следуют без перерыва, создавая в Концерте ощущение поэмности. В первых двух частях — неторопливо развертывающемся Moderato и наполненном религиозным чувством Adagio — преобладают светлые, возвышенные чувства, сменяющиеся в финале стихией народной венгерской пляски с характерными нотками юмора.
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (1876–1877) П.И. Чайковский посвятил известному виолончелисту Вильгельму Фитгценгагену, который многое сделал для редактирования сольной партии, и в исполнении которого сочинение впервые прозвучало.
Называя свое произведение «Вариациями на тему рококо», Чайковский подчеркивал связь основной темы сочинения с искусством XVIII века, с его камерностью, миниатюрностью форм, отказом от сложности музыкального языка, обилием изысканных мелизматических украшений. Характер темы «Вариаций», близкий по звучанию темам «галантного» стиля, отразил увлечение композитором музыкой той эпохи, в первую очередь, В.А. Моцарта (позднее Чайковский еще не раз будет подчеркивать эти связи, они отчетливо проявятся в симфонической сюите «Моцартиана» и пасторали из «Пиковой дамы»).
Свое сочинение Чайковский выстраивает как изящный дивертисмент, где группы вариаций чередуются с чисто оркестровыми эпизодами или каденциями. Тема (не заимствованная, а написанная самим композитором), полная мелодического обаяния и лирической выразительности, многогранно представлена в восьми вариациях. Партия виолончели, кажется, позволяет показать безграничные выразительные и технические возможности инструмента. Стиль сочинения подчеркивается и составом оркестра; камерный, истинной «моцартовский», оркестр создает изысканный фон для солирующей виолончели.
После исполнения «Вариаций на тему рококо» на фестивале в Висбадене в 1879 году Фитценгаген писал Чайковскому: «Мне доставляет громадное удовольствие сообщить Вам, что я произвел Вашими вариациями громадный фурор! Меня вызывали три раза даже во время исполнения, а после вариации Andante бурно аплодировали. Лист по поводу Вашего произведения заметил: “Вот это, наконец, настоящая музыка!”».
Пятый концерт для фортепиано с оркестром Es-dur (op. 73) был закончен Л. ван Бетховеном в 1809 году и посвящен эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому, высокому покровителю и ученику Бетховена. Современники назвали произведение «Большой концерт» (иногда концерт называли также «Император»), во-первых, из-за масштабов (его первая часть протяженнее даже грандиозных первых частей Пятой и Девятой симфоний), во-вторых, из-за образного содержания сочинения. Концерт оказывается близок колоссальной симфонии по сверхъестественной силе, героической энергии, по виртуозности партии солиста. Военные события тех лет в Европе находят отражение в развернутой первой части (Allegro), наполненной, с одной стороны, драматизмом и победной мощью главной партии и неизбывной лирикой побочной партии, которая в процессе развития тоже приобретет героический оттенок. Вторая, медленная часть (Adagio un poco moto) с ее прекрасной лирической темой, раскрывающей хрупкий романтический образ, погружает слушателя в контрастный мир вечной красоты и женственности. Финал (Allegro) переводит звучание в сферу народного празднества, но не скромного сельского, а исполинского, в который вовлечены огромные народные массы.
Проф.З.М.Гусейнова

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин