Алексей Морозов и Алексей Мельников поделились впечатлениеми от поездки в Янгон
В 2017 году Санкт-Петербургский Дом музыки продолжает открывать зарубежной публике своих солистов. Одним из самых экзотических мест стала Мьянма. В крупнейшем городе страны и бывшей столице, Янгоне, выступили лауреаты международных конкурсов Алексей Морозов (флейта) и Алексей Мельников (фортепиано). Солисты поделились впечатлениями от поездки в Юго-Восточную Азию.
Алексей Морозов – выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных (класс Народного артиста России, профессора Альберта Гофмана). Лауреат Международного конкурса «UNISA competition» (ЮАР, 2014). Участник программ Дома музыки с 2015 года.
Алексей Мельников – выпускник Московской консерватории (класс Народного артиста России профессора Сергея Доренского). Лауреат Международного конкурса в Хамамацу (Япония, 2015). Участник программ Дома музыки с 2016 года.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): Ваш концерт в Мьянме продолжил гастроли, стартовавшие во Вьетнаме. Часто ли Вам удается выступить в Юго-Восточной Азии?
Алексей Морозов: В Юго-восточной Азии нечасто удается побывать. В данном случае это случилось во второй раз. Два года назад, также в рамках «Посольства мастерства» я был с концертами в столице Бангладеш, Дакке. Отмечу, что такие поездки всегда очень увлекательны и интересны, они дарят массу новых впечатлений.
Алексей Мельников: Я в Юго-Восточной Азии побывал в первый раз.
СПДМ: Чем публика в Мьянме отличается от европейской? Как вас приняли слушатели?
Алексей Морозов: Публика была очень приветливой, принимала артистов с большим пиететом и благодарностью. Мы почувствовали, что наш приезд в Мьянму был долгожданным, принимающая сторона отнеслась к этому событию как к большому празднику. Выступать перед такой публикой было вдвойне приятно. Понимая климатические трудности, в частности, изнуряющую жару, организаторы концерта пытались создать максимально комфортные условия для выступления в течение всего вечера. Публика с большим энтузиазмом реагировала на него. Особенно хорошо были приняты популярные классические сочинения: «Интродукция и рондо каприччиозо» Сен-Санса и «Соловей» Алябьева.
Алексей Мельников: Для меня публика одинакова везде. Да, люди выражают свои эмоции по-разному, тут многое зависит от менталитета, культурных особенностей, но чувствуют музыку примерно одинаково, ведь музыкальный язык универсален. Например, в начале нашего концерта непривыкшие к ритуалам академических концертов слушатели хлопали чуть ли не после каждой музыкальной фразы, но в течение концерта довольно быстро перестроились и ближе к концу слушали тихо и внимательно, как образцовая европейская публика. Сами впечатления от концерта очень экстремальные. В зале температура превышала +30, между произведениями приходилось обливаться водой из бутылки прямо за кулисами. Особенно тяжело было моему коллеге Алексею Морозову, у которого флейта буквально выскальзывала из рук от влажности. Но отдача и благодарность публики, которой было не намного легче высидеть весь концерт в такую жару, окупает любые сложности.
СПДМ: Была ли у Вас возможность узнать что-то про традиции и культуру страны? Возможно, Вас познакомили с каким-либо интересным обычаем?
Алексей Морозов: В свободное время нам удалось погулять по городу, увидеть различные достопримечательности Янгона, главной из которых является буддийский храм – золотая пагода Мьянмы – Шведагон. Это одно из ярчайших воплощений буддизма в Юго-Восточной Азии. Шведагон поражает своей ослепительной красотой, это не одна пагода, а действующий храмовый комплекс вокруг основной башни, куда стекается множество паломников со всей Мьянмы и из соседних стран. Культура Юго-Восточной Азии настолько самобытна и экзотична, что одно наше посещение подобного памятника культуры дало массу новых интересных впечатлений.
Алексей Мельников: К сожалению, времени было мало, как это обычно и бывает на гастролях. Всегда лучше всего запоминаются встречающиеся на пути люди и кухня. В данном случае кухня невероятно острая, а люди поразили нас своим гостеприимством и радушием. Также интересно было прикоснуться к культуре буддизма – мы посетили пагоду Шведагон, одну из самых высоких в мире.
СПДМ: Каковы Ваши впечатления от концерта национальной музыки в Национальном университете культуры и искусств?
Алексей Морозов: Впечатление весьма любопытное. Нам продемонстрировали музыкальные номера с использованием различных национальных инструментов: разновидности бирманской арфы, жалейки и всевозможных ударных инструментов. Музыка была полна оригинальными мелодиями и разнообразными ритмическими фигурами, необычными для нашего восприятия.
Алексей Мельников: Было действительно очень увлекательно, ничего похожего среди национальной музыки я раньше не встречал. Музыкальные номера артистов имели театрализованный характер, например, на сцене был представлен висячий дракон. Также были очень интересны их традиции игры на ксилофоне и лире, совсем не похожих на наши.
СПДМ: География Ваших выступлений в рамках «Посольства мастерства» широка. В каких странах Вы бы еще хотели выступить?
Алексей Морозов: Действительно, в рамках проекта удалось посетить многие экзотические страны: Республику Конго, Бангладеш, Мьянму, Вьетнам, Палестину, а в Европе – Австрию и Словению. Каждая из них оставляет свой незабываемый след
в памяти. Из тех стран, где хотелось бы побывать, могу назвать страны Европы, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии.
Алексей Мельников: Я очень люблю Азию. Много раз был в Японии, в этот раз благодаря Санкт-Петербургскому Дому музыки побывал на юго-востоке. Теперь очень хочется выступить с концертом в Китае.
Кроме концерта, 9 мая 2017 Алексей Мельников провел мастер-классы для молодых пианистов в Национальном университете культуры и искусств в Янгоне.
СПДМ: Алексей, это первый Ваш опыт проведения мастер-классов? Видите ли Вы себя в будущем на педагогическом поприще?
Алексей Мельников: Я считаю, что в педагогику нужно погружаться с головой. Если уж браться, то посвящать этому всю энергию и время. Пока я к этому не готов. Мастер-класс, на мой взгляд, не является педагогикой, это, скорее, творческое общение, обмен опытом. Для педагогики необходима регулярность занятий.