300-500 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
А. Пиатти (1822-1901).
Каприс №3 для виолончели соло си-бемоль мажор op.25
П. Чайковский (1840-1893).
Pezzo Capriccioso для виолончели и фортепиано си минор op.62
Р. Шуман (1810-1856).
Три пьесы-фантазии для виолончели и фортепиано op.73
К. Дебюсси (1862-1918).
Соната для виолончели и фортепиано ре минор L.135
Даниил Зимин (виолончель)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Тимофей Доля
II отделение
П. Чайковский (1840-1993).
«Думка» (Русская сельская сценка) для фортепиано до минор op.59
Ф. Лист (1811-1886). Соната для фортепиано си минор S.178
Александр Кашпурин (фортепиано)
О программе концерта
Карло Альфредо Пиатти – известный итальянский виолончелист и композитор. Им созданы многочисленные произведения для виолончели, в числе которых – концерты, сонаты, Шотландская фантазия, Гальярда, Серенада для двух виолончелей с оркестром и другие сочинения. Особую известность Пиатти принесли 12 каприсов для виолончели соло, созданные в 1865 году и посвященные другу, немецкому виолончелисту и педагогу Бернхарду Коссману (1822–1910). Пьесы Пиатти в определенной мере продолжают традиции каприсов Н. Паганини, но уже в условиях другого струнного инструмента. Каждая из пьес отличается собственным техническим условием и художественной задачей. Каприс № 3 си-бемоль мажор сопровождается авторским указанием Moderato, определяющим характер пьесы.
Количественно незначительное виолончельное наследие П.И. Чайковского включает, тем не менее, ряд художественно ярких произведений, к числу которых относится небольшая концертная пьеса Пеццо-каприччиозо («pezzo» в переводе с итальянского означает «фрагмент»), созданная в 1887 году. Композитор посвятил ее своему ученику и другу виолончелисту А.А. Брандукову, который стал ее первым исполнителем. Пьеса является одним из самых светлых сочинений Чайковского, раскрывающих тонкий лиризм и глубокие человеческие чувства.
Немецкий композитор Роберт Шуман принадлежит к числу самых выдающихся представителей музыкального романтизма первой половины XIX века. Автор многих инструментальных и вокальных сочинений, он открыл новое направление в истории европейской музыки. П.И.Чайковский писал об искусстве своего времени: «Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины века составит в будущей истории искусства период, который грядущие поколения назовут шумановским». Среди многочисленных сочинений немецкого композитора есть и произведения для духовых инструментов, в полной мере отражающие новаторский стиль Шумана. «Три пьесы-фантазии» были написаны им для кларнета и фортепиано, но предполагали также исполнение для скрипки или виолончели; в дальнейшем же они были обработаны для других инструментов. Три пьесы, каждой из которой автором предпослано указание на определенный характер, передают три «фантастических» состояния, переходящие одно в другое: 1. «Нежно и с выражением». 2. «С живостью, легко». 3. «Скоро и с огнем».
Соната для виолончели и фортепиано была написана французским композитором-импрессионистом Клодом Дебюсси в 1915 году в рамках оставшегося неосуществленным замысла «Шесть сонат для разных инструментов, сочиненных Клодом-Ашилем Дебюсси, французским музыкантом» (композитору удалось создать лишь три сонаты). Каждой из сонат должно было предшествовать уточнение в старинном стиле, и в данном случае оно выглядело следующим образом: «Первая, для виолончели с фортепиано. Следующая будет для флейты, альта и арфы».
Новаторство Дебюсси, ярко проявившееся в его оперном и симфоническом жанрах, затронуло и камерно-инструментальную музыку: он выступает здесь как наследник выдающихся традиций XIX века, по-новому осмысливающий трехчастный сонатный цикл, использующий все богатство танцевальных и песенных интонаций испанского фольклора, безупречный мастер звукописи.
Соната состоит из трех частей, где вторая и третья идут без перерыва: вступительный Пролог (Prologue: Lent, sostenuto e molto risoluto) с его возвышенно-мечтательным звучанием подготавливает Серенаду (Sérénade: Modérément animé), решенную в несколько гротескном ключе, и последующий Финал (Final: Animé, léger et nerveux) с его яркой театральностью. Сложнейшая партия солирующего инструмента с быстро сменяющимися штрихами и многообразной артикуляцией, разноплановой пассажной штриховой техникой призвана передать изменчивость образов, бесконечность движения, «капризность» музыки.
Создание фортепианной «Думки» обусловлено в творчестве П. И. Чайковского (несмотря на название и тем более подзаголовок сочинения «Русская сельская сцена») заказом пьесы композитору в 1886 году парижского издателя Ф. Макара и посвящением ее французскому пианисту Антуану Франсуа Мармонтелю. Жанр думки, идущий от украинской народной песенности, связанной обычно с передачей горестных размышлений, под пером Чайковского обрел черты рапсодичности (не случайно композитор называл пьесу «рапсодией)» — свободной фантазии на разнохарактерные фольклорные темы
Фортепианная соната си-минор выдающегося венгерского композитора Ференца Листа была написана им в 1853 году, накануне работы над «Фауст-симфонией». Соната стала первым этапом в разработке композитором «фаустовской» темы, определив ее содержание, хотя текстовая программа сонате не предпослана. Автор посвятил свое произведение Р. Шуману в ответ на посвящение ему тем До-мажорной фантазии. Лист создал одночастную сонату, как бы «сжимая» масштабный многочастный цикл в рамки драматически насыщенной, разнохарактерной, динамичной формы. Все основные разделы Сонаты отмечены проведением одной и той же темы, которая может быть определена как тема Рока. Она звучит во вступлении — сначала сурово, затаенно, но с каждым новым проведением тема меняет облик, сближаясь по характеру с другими темами сонаты. Они разнохарактерны, поскольку отражают различные образные грани: героическое начало сменяется мефистофельской иронией, фанфарность — нежнейшей лирикой. Но последнее слово остается все же за темой вступления, она завершает Сонату, возвращая события к начальному образу безысходности.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин