П. Чайковский (1840-1893) Концерт №2 для фортепиано с оркестром соль-мажор, op.44
Солист лауреат международных конкурсов, доцентМирослав Култышев (фортепиано)
II отделение
Э. Элгар (1857-1934) Концерт для виолончели с оркестром ми-минор, op.85
Солист лауреат международных конкурсовСергей Антонов (виолончель)
Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер победитель I Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис
О программе концерта
Второй концерт для фортепиано с оркестром соль мажор был создан П.И. Чайковским (1840-1853) спустя несколько лет после знаменитого Первого концерта — в 1880 году. Его первым исполнителем был ученик и друг Чайковского С.И. Танеев, исполнивший концерт в Москве в 1882 году с оркестром под управлением выдающегося учителя Чайковского А.Г. Рубинштейна. И хотя Концерт № 2 не превзошел по популярности своего великого собрата — Концерт № 1, он отчетливо проявляет черты концертного стиля композитора, блестяще сочетавшего принципы симфонической драматургии с виртуозностью солиста, умения создать масштабное звуковое полотно — с камерностью, почти интимностью лирического высказывания.
Во Втором концерте, по сравнению с Первым, Чайковский не цитирует подлинных народных мелодий. Его собственные темы, романтические по характеру, представлены в сочинении со свойственной композитору щедростью, придают Концерту удивительную многоликость, почти «карнавальность» звучания.
В трехчастности строения цикла Чайковский следует традиции, но предельно обостряет контраст между частями. Первую часть (сонатное аллегро) он сопровождает указанием “Allegro brillante”, указывая на энергичный, блестяще-виртуозный характер части, где преобладают мощь и динамика, заставляющие вспомнить сочинения Бетховена и Листа. Медленное лирического интермеццо II части (Andante non troppo) переключает действие в иную сферу, где преобладают ариозно-романсовые интонации, всегда у Чайковского олицетворяющие нежность признания, и где солирующая партия подчас передается от фортепиано скрипке. В финале (Allegro con fuoco) возвращаются буйство и динамика настроений первой части, обогащенные элементами скерцозности.
Эдуард Элгар (1857-1934) — крупнейший английский композитор рубежа XIX-XX столетий, автор многих сочинений в разных жанрах – инструментальных, вокально-хоровых и др. Элгар принадлежит к числу композиторов-романтиков, ярко отразивших в своем творчестве характерные черты художественного стиля. Музыка Элгара привлекает своей мелодичностью, красочностью, богатством и изяществом инструментовки, исполнение его сочинений всегда сопровождалось успехом у публики.
Концерт для виолончели (ор. 85) стал одной из последних значительных работ композитора. Его премьера с большим успехом состоялась в октябре 1919 года; солистом выступил Феликс Залмонд, исполнивший концерт в сопровождении Лондонского симфонического оркестра под управлением автора. Четыре части Концерта (1. Adagio — Moderato. 2. Lento — Allegro molto. 3. Adagio. 4. Allegro — Moderato — Allegro ma non troppo — Poco più lento — Adagio) образуют сложную, драматургически разноплановую композицию, где многогранно используются возможности солирующего инструмента. Виолончели на протяжении сочинения поручается проведение основных тем, и сложная, виртуозная партия солиста дополняется выразительным, красочным звучанием оркестра. Смена настроений, чередование лирических и драматических эпизодов, богатство оттенков делают концерт колористически ярким и музыкально привлекательным.
Профессор З.М.Гусейнова
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Академической Капеллы
- Алексеевского дворца
- в Билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
- В интернет-кассе KASSIR.RU
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин