500-700 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
И.С. Бах (1685-1750). Sinfonia из Партиты №2 для клавира BWV826
(переложение для арфы соло М.-Л.Райан-Фореро)
Исполняет лауреат международных конкурсовЕкатерина Дворецкая (арфа)
Л.в.Бетховен (1770-1827).
Соната №3 для скрипки и фортепиано ми-бемоль мажор op.12 №3
Арсения Сибилёва (скрипка)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Ирина Рюмина
Ж.Б. Арбан (1825-1889).
Вариации на тему итальянской народной песни «Венецианский карнавал»
для трубы и фортепиано (1864)
Александр Рублёв (труба)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Алексей Шпаков
II отделение
Э. Изаи (1858-1931)
«Элегическая поэма» для скрипки и фортепиано op.12
Арсения Сибилёва (скрипка)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Ирина Рюмина
М. И. Глинка (1804-1857).
Ноктюрн ми-бемоль мажор для арфы соло (1828)
Екатерина Дворецкая (арфа)
Дж. Гершвин (1898-1937) –Т. Докшицер (1921-2005).
«Рапсодия в стиле блюз»
(переложение для трубы и фортепиано)
Александр Рублёв (труба)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Алексей Шпаков
О программе концерта
В творчестве выдающегося немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха жанр партиты (итальянское название сюиты) встречается довольно часто. Композитор и его современники использовали термин «партита» для обозначения инструментальных циклов разнообразного характера, в том числе и для скрипки соло. Партита обычно включает пять частей: Аллеманда (немецкий медленный танец), Куранта (французский спокойный танец), Сарабанда (испанский танец, с XVII века постепенно распространявшийся в Европе), Жига (быстрый народный танец кельтского происхождения), Чакона (испанский танец, исполняемый в быстром темпе в сопровождении пения и звуков кастаньет). Однако, в Партите до минор Бах предваряет цикл пьесой Синфония, а в качестве двух последних частей вводит Рондо и Каприччио, тем самым создавая новое решение цикла. Термин Синфония на рубеже XVI—XVII вв. обозначал инструментальный эпизод в вокально-хоровой или сценической музыке. Благодаря Баху, он вошел в инструментальную музыку и стал определять свободную по характеру пьесу. Ее темповое решение установлено композитором по нарастающей: от Grave adagio через Andante к завершающему Allegro. Синфония обрела самостоятельную концертную жизнь, ее звучание оказалось возможным в переложении для многих инструментов. Ведущая солистка симфонического оркестра Чикаго Мария Луиза Райан-Фореро осуществила аранжировку пьесы для арфы.
В богатейшем наследии выдающегося композитора, представителя венской классической школы Людвига ван Бетховена произведения для скрипки занимают весьма значительное место. Среди подобных сочинений выделяются 10 сонат для скрипки и фортепиано, большая часть которых относится к раннему периоду творчества музыканта (1795-1802 годы). Обращаясь к жанру классической инструментальной сонаты, Бетховен проявляет неистощимую фантазию и изобретательность. Он стремится расширить традиционную форму, в результате чего сонатный цикл, приобретая масштабность и значительность, приближается к симфоническому. Соната № 3 – последняя из цикла трех скрипичных сонат опуса 12, была закончена композитором в 1798 году. П. И. Чайковский говорил о наличии в ней «обдуманного совершенства формы и неподражаемой оригинальности». Интонационно и образно Соната напоминает скрипичные творения В. А. Моцарта, но в целом она уже демонстрирует новый художественный стиль, отличающий романтическое искусство XIX века. Первая часть (Allegro con spirito) построена как драматический диалог двух исполнителей, в качестве исходного ее мотива использована характерная бетховенская ритмическая фигура, предвосхищающая знаменитый «мотив судьбы» из Симфонии № 5. Вторая часть (Adagio con molto espressione) – лирически проникновенный эпизод, в котором композитор отказывается от обычной пейзажности, сосредотачивая внимание на внутреннем мире человека. Третья часть (Rondo. Allegro molto) решена Бетховеном как динамичное рондо, что в целом характерно для многих сонат композитора, поскольку настойчивое возвращение одной темы (рефрена) утверждает ее образное главенство, подчеркивает ее значимость. Все три скрипичные сонаты Бетховен посвятил своему учителю – Антонио Сальери.
Французский музыкант Жан–Батист Арбан приобрел в свое время европейскую известность как виртуозный исполнитель на корнет-а-пистоне и композитор, создавший для этого инструмента значительное количество блистательных сочинений. Арбан был также известным дирижером, не случайно в 1874 году он был приглашен в Россию императором Александром II дирижировать знаменитыми концертами в Павловске, где выступал несколько лет. Самым известным сочинением композитора является его «Вариации на тему итальянской народной песни “Венецианский карнавал”», впервые изданное в 1864 году. На эту тему было в свое время написано известное скрипичное сочинение Н. Паганини «Венецианский карнавал», и ей же посвящены поэтические строки Теофиля Готье:
«Есть ария одна в народе,
Её на скрипке пилит всяк,
Шарманки все её выводят,
Терзая воющих собак.
И табакерке музыкальной
Она известна, как своя,
Её щебечет чиж нахальный,
И помнит бабушка моя».
В настоящее время сочинение Арбана существует во множестве переложений, в концерте оно прозвучит в исполнении для трубы и фортепиано
Бельгийского скрипача, дирижера и композитора Эжена Изаи называют одним из самых блестящих виртуозов-композиторов, развивавших традиции романтического исполнительства. Пабло Казальс писал, что «имя Эжена Изаи всегда будет для нас означать самый чистый, самый прекрасный идеал артиста». Известность исполнителя и создателя, главным образом, произведений для скрипки сопровождает Изаи на протяжении всей жизни, и одно из ранних сочинений — «Элегическая поэма» сделало его популярным в Европе. Принадлежность сочинения жанру поэмы определяет его драматургические особенности: «Элегическая поэма» предстает как свободная одночастная композиция, построенная на смене контрастных эпизодов — от глубоко трагичных до вдохновенно полетных. Для композитора важно было придать произведению концертные черты, то есть усилить момент сопоставления солирующего инструмента и оркестра (или фортепиано). Скрипка — романтический образ одинокого героя и оркестр (фортепиано) как символ противостоящей ему толпы лишь иногда обретают общность звучания. Свое сочинение Э. Изаи посвятил французскому композитору Габриэлю Форе.
Ноктюрн ми-бемоль мажор – один из ранних русских ноктюрнов, написанный М. И. Глинкой в 1828 году для фортепиано или арфы соло – инструментов, повсеместно использовавшихся в домашнем и салонном музицировании. В России данный жанр завоевал популярность, благодаря Джону Фильду (1782–1837) – ирландскому пианисту и композитору, много лет работавшему в России и известному своими ноктюрнами. Исследователи считают Ноктюрн ми-бемоль мажор «образцом русской арфной миниатюры первой половины XIX века, проникнутой элегическими, мечтательно-романтическими настроениями». В новом для себя жанре М. И. Глинка раскрыл возможность передачи лирического признания, решения пьесы в свободной форме, соединяющей нежность и драматизм высказывания.
Имя американского композитора Джорджа Гершвина (1898–1937), автора многочисленных оперетт, мюзиклов, музыки для кино и театра, большинству слушателей известно, благодаря двум выдающимся сочинениям – опере «Порги и Бесс» (1935) и Рапсодии в стиле блюз для фортепиано с оркестром (1924). Жанр рапсодии - свободного одночастного сочинения с чертами импровизационности – в творчестве разных композиторов очень часто опирается на подлинные народные темы, как это происходит в знаменитых Венгерских рапсодиях Ференца Листа. Гершвин же в свое сочинение вводит джазовые мотивы, создавая ярко национальное сочинение, сочетающее классические принципы и приемы джазовых импровизаций. 12 февраля 1924 года – день премьеры Рапсодии, стал самой значительной датой в биографии Гершвина. Он исполнял партию солирующего рояля. В первых рядах находились прославленные музыканты: С. Рахманинов, И. Стравинский, Я. Хейфец, Е. Цимбалист, Л. Стоковский. Прием Рапсодии был беспримерным. Исполнение оказалось триумфальным, солист и оркестр вызвали бесконечные овации. С этого дня Рапсодия в стиле блюз стала одним из самых исполняемых сочинений американской музыки
Много лет спустя после рождения Рапсодии Тимофей Докшицер - всемирно известный трубач, в течение 40 лет бывший солистом оркестра Большого театра, - сделал блестящую аранжировку Рапсодии в стиле блюз, по сути превратив ее в Концерт для трубы.
Проф. З.М. Гусейнова
Фотогалерея концерта
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин