А. Дворжак (1841-1904) Славянский квартет ми-бемоль мажор
Думки - Элегия - Романс
И. Стравинский (1902-1969) Три пьесы для струнного квартета
Танец - Эксцентрик - Песнопение (Псалом)
В. Баснер (1925-1996) Квартет №2
Н. Богословский (1913-2004) Квартет №2
Маленькая ночная беседа - Колыбельная - Отчетно-выборное собрание ЖСК
Квартет «Modus» (струнные инструменты)
О программе концерта
Антонина Дворжака (1841-1904) называют, наряду Сметаной, классиком чешской музыки. Он является создателем многих произведений разных жанров, широко претворяющим в своем творчестве особенности фольклора разных народов. В его музыке, наряду с интонациями чешских песен и танцев, отчетливо слышны польские, украинские и русские мотивы (интересно, что одна из созданных А. Дворжаком опера «Димитрий» /1892 г./ была написана на русский исторический сюжет). Не случайно, подлинную славу композитору принесли сочинения, в названии которых присутствует указание «Славянский», в первую очередь, его выдающиеся «Славянские танцы». В 1888 году в Праге произошло знакомство Дворжака с П. И. Чайковским, переросшее в дружбу. По инициативе Чайковского Дворжак вскоре приехал в Россию, где выступил с концертами. Другое направление деятельности Дворжака связано с годами, проведенными им в Америке, результатом чего стали сочинения, широко использующие негритянский фольклор в его современном преломлении. Симфония «Из Нового Света» (1893) Дворжака доныне остается одним из самых поразительных классических сочинений, познакомивших публику с совершенно новым тогда музыкальным стилем.
В наследии Дворжака большое место занимают камерно-инструментальные сочинения, в частности, его струнные квартеты, где им чутко соединены принципы европейского жанра и традиции народного искусства. Квартет Es-dur op. 51 был написан в 1879 году. Четырехчастный цикл содержит ряд новых элементов. Традиционно быстрая первая часть (Allegro ma non troppo) наполнена певучими славянскими интонациями. Вторая часть является образцом созданного композитором жанра «Думки», где композитор опирается на черты жанра украинского фольклора, а сопровождающий эту часть подзаголовок «Элегия» подчеркивает общий неоднозначный характер звучания. Третья часть «Романс» переводит слушателя в иную атмосферу, где безраздельно господствует лирика. Быстрый финал, традиционно завершающий цикл, возвращает слушателя к фольклорным истокам.
В творчестве И. Ф. Стравинского камерно-инструментальные произведения уступают количественно сочинениям других жанров, но по своей значимости, по новизне музыкального языка, по необычности трактовки традиционных жанров не уступают в наследии музыканта другим жанрам. К камерно-инструментальному ансамблю Стравинский обращается в 1914 году, когда уже прошли с успехом три его новаторских балета, стилевые особенности которых обозначили поворот к неоклассицизму. «Танец», «Эксцентрик», «Песнопение» («Псалом») — названия, данные автором «Трем пьесам» впоследствии, предопределили характер каждой из них. В первой отчетливо слышны русские фольклорные интонации, близкие «Петрушке», вторая пьеса написана как отклик на выступления циркового клоуна-эксцентрика Литтл Тика, третья обращает слушателя к литургической сфере, где отчетливо слышны интонации знаменного пения. В дальнейшем Стравинский возвратился к этим пьесам; он не только дал им названия, но также оркестровал их и добавил в цикл этюд для пианолы «Мадрид».
Вениамин Ефимович Баснер известен миллионам слушателей как автор многих незабываемых песен, создававшихся в основном для кинофильмов — «С чего начинается Родина», «На безымянной высоте», «Белой акации гроздья душистые». Но Баснер был автором многих произведений академических жанров: выпускник Ленинградской консерватории по классу скрипки профессора М. И. Ваймана, занимавшийся композицией под руководством Д. Д. Шостаковича, он навсегда сохранил привязанность принципам строгой школы, выразив их в сочинениях — камерных, симфонических и театральных.
Второй квартет из пяти, написанных В. Е. Баснером, относится к 1953 году, а в 1955 году он был отмечен Второй премией на V Всемирном фестивале демократической молодежи в Варшаве. В этом сочинении отчетливо прослеживается стремление Баснера к опоре на классические образцы русского квартета. Трехчастное строение (Allegro – Andante – Allegro) сочинения обнаруживает блестящее профессиональное владение приемами инструментального письма, и каждая партия выполняет сложную драматургическую задачу. Выступая как солисты или сливаясь почти в оркестровой мощи, исполнители раскрывают сложный замысел композитора, заключающийся в передаче драматических и трепетных переживаний героя. Квартет отличают мягкость гармонии, прекрасное владение формой, сложные полифонические сплетения — и над всем этим господствует мелодика: всегда непревзойденная у композитора по красоте и выразительности.
Никита Владимирович Богословский был известен не только как автор замечательных музыкальных произведений, в первую очередь песен, но и величайший мастер остроумных розыгрышей — бытовых, литературных, музыкальных. К их числу может быть отнесен Второй струнный квартет композитора, написанный в 1988 году. Нет необходимости рассматривать его подробно, достаточно привести комментарий самого композитора: «…я написал Второй струнный квартет. В истории музыки такого жанра не было. Он состоит из трех скетчей (скетч — эскиз, набросок), а состав, какой и полагается – две скрипки, альт и виолончель. В каждом скетче инструменты имеют свою роль, и по интонации, по способу извлечения звуков вы абсолютно понимаете, что они говорят.
Первый скетч называется почти как у Моцарта «Маленькая ночная беседа» (у Моцарта — «Маленькая ночная серенада»). Это разговор двух влюбленных по телефону, причем инструменты имитируют и длинные гудки после набора, и короткие после отбоя. Снятая трубка, положенная трубка телефона – все сделано музыкальными средствами, ни одного слова. Сначала влюбленные нежно разговаривают, а потом они ссорятся, и она бросает трубку. Он хочет помириться, набирает номер и его обкладывает матом виолончель – он неправильно набрал номер и кого-то разбудил. Потом он правильно набирает номер, она сначала сердится, но в конце концов они мирятся.
Второй скетч – «Колыбельная». Мать пытается успокоить орущего грудного ребенка. Потом приходит пьяный муж, спотыкается, фальшиво пытается подпевать колыбельную, и все засыпают. Слушатели отчетливо слышат, как сопят мать и ребенок, как храпит отец. Кончается тем, что ребенок снова начинает орать.
Третий скетч называется «Отчетно-выборное собрание ЖСК» (Жилищно–строительный кооператив). Тут есть и председатель, который ведет собрание, есть занудливый докладчик, слышно даже, как он переворачивает страницы своего доклада, слышны выкрики «Хватит!», «Довольно!». Потом выступает одна простуженная, за ней скандалистка. Начинается общий скандал. Все заканчивается выборами, на которых четырнадцать человек «за» и двое «против».
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин