И. С. Бах (1685-1750) - Ф. Бузони (1866-1924) Токката и фуга ре-минор
Ф. Шуберт (1797-1828) Соната №20 для фортепиано ля мажор, D. 959
М. Равель (1875-1937) Сонатина для фортепиано фа-диез минор
С. Прокофьев (1891–1953) 3 пьесы из балета "Золушка";
Соната № 2 для фортепиано ре-минор ор.14
Сергей Редькин (фортепиано)
О программе концерта
Цикл для органа «Токката и фуга ре-минор» был написан Иоганном Себастьяном Бахом предположительно в 1703–1707 годах. Невероятные мощь и драматизм, сложная архитектоника, внутреннее образно-мелодическое единство обеих частей, соединение дерзкого порыва в токкате и нежной лирики в фуге, высочайшее мастерство органного письма — все это сделало сочинение популярным уже при жизни композитора, слава которого только нарастала в последующие столетия. Первая публикация произведения была осуществлена в 1833 году, благодаря усилиям Феликса Мендельсона, за ней последовал целый ряд обработок Токкаты и фуги для разных инструментальных составов. Они были сделаны выдающимися музыкантами К. Таузигом, Л. Стоковским и др. Среди всех особенную известность получила фортепианная редакция известного композитора и пианиста Феруччо Бузони (1899), сумевшего средствами инструмента передать блеск и великолепие органного звучания. Токкате и фуге суждено было стать одним из самых востребованных в кинематографе музыкальных сочинений, оно часто исполняется за кадром или становится частью действия, неизменно сохраняя свою величественность и духовную наполненность.
Всемирную славу Францу Шуберту — великому австрийскому композитору, одному из основоположников романтизма в музыке, принесли, хотя и после его смерти созданные им около 600 вокальных композиций и симфонии (в их числе — знаменитая «Неоконченная»). Но не меньшее значение для европейского искусства имеет и фортепианное наследие, в котором выделяются Три последние сонаты (в каталоге сочинений композитора они значатся под номерами D. 958–D. 960), созданные в последние месяцы жизни Шуберта. В них часто даже видят некую трилогию, сродни трем последним симфониям В. А. Моцарта. Соната № 20 в четырех частях (1. Allegro moderato. 2. Andante. 3. Menuetto. 4. Allegro) приобрела известность, благодаря свой второй части, нередко исполняемой как самостоятельная пьеса. Вдохновенная красота ее основной лирической темы, главенствующая, словно парящая над остальными музыкальными пластами, лишь в середине ненадолго приобретает драматический оттенок, возвращая в дальнейшем исходный облик. Интересна и третья часть — Менуэт, но написанный в быстром темпе, с отдельными шутливыми элементами. Первая и четвертая части менее ярки, но они убедительно раскрывают черты романтической сонаты.
Выдающийся представитель французского импрессионизма Морис Равель создал одно из самых популярных своих сочинений – Сонатину для фортепиано фа диез минор в 1905 году. Композитор избрал для своего сочинения традиционную трехчастную форму, обращаясь в качестве образца, в определенной мере, к камерным опусам Франсуа Куперена. Все части Сонатины (1. Modere. 2. Mouvement de Menuet. 3. Anime) очень просты, но изящны и изысканны. Пленительные темы, прозрачная фактура, отстраненность от проблем современности — все это рождает ощущение смещенности во времени, возможности хотя бы на краткий миг вернуть давно забытое.
Балет С. Прокофьева «Золушка» создавался композитором, начиная с 1940 года, и был закончен в 1944 году. Уже после постановки балета Прокофьевым были написаны три оркестровые Сюиты на темы балета, а еще в процессе работы над ним — циклы для фортепиано: Три пьесы, ор. 95; Десять пьес, ор. 97; Шесть пьес, ор. 102, не считая других переложений. Три пьесы включают эпизоды балета, опирающиеся на старинные танцы: Павана (торжественный медленный танец), Гавот, предполагающий умеренный темп, и Медленный вальс. Воссоздавая элементы звучания танцев, Прокофьев, по своему обыкновению, привносит в них современные нотки, словно подшучивая над обычаями давно ушедшей эпохи.
Вторую фортепианную сонату С.С. Прокофьев пишет в 1912 году, в период, когда исполнение каждого опуса композитора, еще студента консерватории, вызывало у слушателей неоднозначную реакцию. Блестящий пианист-виртуоз, Прокофьев, создавший, по сути, новый стиль фортепианного исполнительства, отразил его в своих сочинениях. Соната построена как масштабный четырехчастный цикл (1. Allegro, ma non troppo — Piu mosso — Tempo primo. 2. Scherzo. Allegro marcato. 3. Andante. 4. Vivace — Moderato — Vivace), где Скерцо перемещается на вторую позицию, подчеркивая значимость этого образа у Прокофьева. В Сонате соединяются лирические и шутливые образы, причудливо сочетаясь в разных разделах, где на первый план выходят то первые, то вторые. Преобладание по–прокофьевски объективной, подчас слегка отстраненной лирики отмечается в первой части (в побочной партии слышны отзвуки «Снегурочки» Н. А. Римского–Корсакова) и в Анданте. Скерцо же с его острым ритмом, подчеркнутой ударностью, и «дерзкий» финал, невольно вызывающий в памяти огненную тарантеллу, раскрывают целый спектр юмористических образов — от забавной шутки во второй части к колючему гротеску тем в финале. И как неожиданный, редко встречающийся у композитора оттенок таинственного, фантастического образа ненадолго возникает в Анданте, заставляя по–новому осмысливать фортепианный стиль Прокофьева.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин