М. Мусоргский (1839-1881) «Рассвет на Москва-реке». Вступление к опере «Хованщина».
А. Мирзоев «Ориенталь». Сюита-фантазия на восточные темы русских композиторов для квартета контрабасов.
М. Мусоргский «Картинки с выставки». Транскрипция для шести контрабасов А. Мирзоева.
Прогулка – Старый замок – Балет невылупившихся птенцов – Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)
А. Мирзоев Маленькая лирическая сюита на темы И. Дунаевского.
А. Мирзоев «Русский альбом» для квартета контрабасов.
Протяжная Калинка – Летят утки – Светит месяц
И. С. Бах (1685-1750) Чакона. Транскрипция для квартета контрабасов А. Мирзоева
А. Мирзоев Фантазия на темы из произведений Дж. Россини
Ж. Бизе (1838-1875) Увертюра к опере «Кармен». Переложение для шести контрабасов С. Дягилева
М. Равель (1875-1937) «Павана на смерть Инфанты». Транскрипция для шести контрабасов С. Дягилева
И. Штраус (1825-1899) Французская полька «Im Krapfenwald’l». Транскрипция для шести контрабасов С. Дягилева
Ансамбль контрабасов, руководитель Александр Шило (контрабас)
О программе концерта
Последние годы жизни Модест Мусоргский (1839-1881) работал над оперой «Хованщина», посвященной событиям конца XVII века, когда столкнулись две силы — старая и новая Россия, представленная преобразованиями царя Петра. Оркестровым вступлением к опере, которую композитор так и не успел завершить, стала музыкальная картина «Рассвет на Москве-реке». Здесь Мусоргский рисует картину пробуждающейся Москвы: музыка почти живописными красками рисует удивительно красивый образ. Но смысл Вступления гораздо шире, оно раскрывает центральную идею оперы — рассвет над Россией, формирование нового исторического этапа. «Рассвет на Москве-реке» часто исполняется как самостоятельная концертная пьеса.
Фортепианный цикл «Картинки с выставки» был написан Модестом Петровичем Мусоргским в 1874 году в память о друге, архитекторе и художнике Викторе Гартмане. Цикл построен композитором как программная сюита из 10 пьес, перемежающихся интермедиями. В ней сочетаются картинки из реальной жизни и сказочной фантастики с образами из далекого прошлого. Каждой пьесе Мусоргский дает название и все пьесы связывает между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей переход от картины к картине. Такое построение сюиты - единственное в классической музыке. В концерте прозвучат несколько пьес из этого цикла.
1. Прогулка. Тема из этой пьесы, близкая по характеру русским народным напевам, проводится на протяжении сюиты несколько раз. В ней Мусоргский словно изобразил самого себя, переходящего от картины к картине. Он писал В.В. Стасову: «Моя физиономия в интермедиях видна».
2. Старый замок. По воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней.
5. Балет невылупившихся птенцов. Прототипом пьесы послужили эскизы В.Гартмана к костюмам для балета Ю. Гербера «Трильби», поставленного выдающимся хореографом М. Петипа в 1871 году.
9. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга). У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Но Мусоргский изобразил контрастный образ Бабы-Яги. Он создал мощную драматическую картину «нечистой силы». Все пьесы цикла образуют изящную галерею инструментальных образов.
Опера Жоржа Бизе (1838-1875) «Кармен» (написана в 1875 году) относится к числу самых популярных сочинений мировой музыкальной классики. Она стала кульминацией творчества композитора, а Кармен – одним из самых ярких женских персонажей. Здесь образ свободолюбивой, независимой цыганки Кармен противопоставлен условностям жизни. Она стремится к свободе, осознавая неминуемость трагического исхода. Эта идея заложена уже в увертюре, раскрывающей две контрастных сферы; первый ее раздел — яркий, блистательный — строится на теме испанского народного праздника и теме куплетов тореадора Эскамильо, второй — на теме роковой страсти Кармен. Этот лейтмотив будет сопровождать героиню на протяжении всего сочинения.
Имя Авдея Мирзоева — некогда концертмейстера группы контрабасов Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича — хорошо известно исполнителям на этом инструменте. Мирзоеву принадлежит множество транскрипций известных музыкальных произведений, но не меньшую популярность ему принесли авторские сочинения для инструмента. Профессионально зная возможности контрабаса как солирующего и ансамблевого инструмента, Мирзоев создал целый ряд произведений, опираясь на музыку широко известную, существовавшую изначально в разных жанрах — операх, инструментальных сочинениях, песнях — и показывая ее в условиях новых жанров. Музыка великого Дж. Россини будет представлена «Фантазией на темы Дж. Россини», услышим мы и хорошо знакомые мелодии в «Маленькой лирической сюите на темы И. Дунаевского». Уже не к одному, а группе композиторов обращается Мирзоев, создавая некоторые сочинения. Среди них — сюита-фантазия «Ориенталь» на восточные темы русских композиторов. Известно, что к теме Востока обращались многие русские композиторы (среди них — М.И. Глинка, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский), создавая запоминающиеся образы. Они стали основой сочинения Мирзоева. Разнообразные фольклорные темы включены и в «Русский альбом», из которого прозвучат пьесы «Протяжная», «Калинка», «Летят утки», «Светит месяц».
Павана — торжественный медленный танец — был весьма распространен в Европе в XVI веке. Под музыку паваны происходили различные церемониальные шествия, в том числе въезды именитых гостей, проводы знатной невесты в церковь и др. В конце XIX — начале XX веков композиторы создавали инструментальные пьесы в стиле паваны, используя ее основные художественные элементы – торжественность, замедленность движения. Среди них был французский композитор Морис Равель (1875–1937). В 1899 году им написана небольшая фортепианная пьеса «Павана на смерть Инфанты». Она вошла в фортепианный цикл на испанские народные темы, наряду с пьесами «Хабанера», «Античный менуэт». Простая, напевная, длительно развивающаяся мелодия звучит в Паване на протяжении всей пьесы, создавая ощущение длительного движения и бесконечного, возвышенного покоя.
Чакона вошла в профессиональную музыку в эпоху барокко. Эта инструментальная пьеса представляет собой полифонические вариации на тему, повторяющуюся в басу, а верхние голоса при этом разнообразно варьируются. Очень быстро чакона вошла составной частью в инструментальные циклы, к ней обращался Иоганн Себастьян Бах (1685-1750), включая ее в свои сочинения. Самую большую известность приобрела у этого композитора Чакона из партиты № 2 для скрипки соло, отличающаяся особой трагичностью и драматической глубиной. Ее звучание поражало воображение многих музыкантов и поэтов, ее отмечала в своих стихах Анна Ахматова, в том числе — в стихотворении «Сон», созданном в 1956 году:
А мне в ту ночь приснился твой приезд
Он был во всем... И в баховской Чаконе,
И в розах, что напрасно расцвели...
Имя Иоганна Штрауса-сына (1825-1899), заслужившего у современников звание «короля вальсов», связано и с целым рядом других танцев. В частности, им создан ряд французских полек, в числе которых — полька «Im Krapfenwald'l» («В лесу Крапфена») оp.336. Первое исполнение ее состоялось в 1868 году в Павловске, когда И. Штраус руководил летними оркестровыми концертами в резиденции императора России, и тогда она называлась «Im Pawlowsk-Walde» («В Павловском лесу»). Забавная полька-шутка, в которой представлены голоса разных птиц, но предпочтение отдано кукушке, искрится юмором, колористическими находками, удивительными тембровыми красками.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин