30
июня
Понедельник
20:00
2014
Стоимость билетов:
800-1000 руб.
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
сольный концерт
Мирослав Култышев (фортепиано)
I отделение

П. Чайковский (1840-1893) «Времена года»  ор.37bis
Январь.У камелька - Февраль. Масленица - Март. Песня жаворонка - Апрель.Подснежник- Май. Белые ночи - Июнь.Баркарола - Июль.Песнь косаря - Август.Жатва - Сентябрь Охота - Октябрь.Осенняя песнь - Ноябрь.На тройке - Декабрь.Святки

II отделение

П. Чайковский. Большая соната ор.37

Солист – лауреат международных конкурсов, доцент
Мирослав Култышев (фортепиано)

О программе концерта

В концерте прозвучат фортепианные сочинения П. И. Чайковского, объединенные одним опусом 37. Известный фортепианный цикл «Времена года», состоящий из 12-ти характеристических картин, соответствующих 12-ти месяцам года, был заказан композитору в 1875 году издателем журнала «Нувеллист» Н. М. Бернардом, с которым сотрудничал Чайковский. Бернардом же были предложены и названия пьес, которые композитор ввел в цикл. При издании в журнале пьесам были также предпосланы поэтические эпиграфы.
Создавая свои цикл, Чайковский запечатлевал столь близкие его сердцу образы природы и поэтичные картинки. Пьесы не были рассчитаны на внешнюю эффектность и виртуозность, они, скорее, стремились раскрыть душевные переживания человека, сопричастного природе и тонко ее воспринимающего. Композитор в передаче образов природы и человеческих ощущений использует различные художественные приемы. В «Песне жаворонка», например, введены звукоподражательные форшлаги, передающие птичий щебет; образ цветка в «Подснежнике» передается легким вальсовым ритмом; тонкие колористические приемы призваны передать необычность состояния в пьесе «Белые ночи»; картинность «Баркаролы» создается почти зримыми звуковыми образами; элегичность «Осенней песни» словно раскрывает особую красоту золотой русской осени. Другая группа пьес — это яркие жанровые зарисовки, среди которых представлена буйная «Масленица», удалая «Песня косаря», энергичная «Жатва», динамичная «Охота». Картинность и в то же время высокая духовность звучания отмечается в пьесе «На тройке», а обрамляется цикл январской сценкой «У камелька» и праздничной картинкой «Святки».
1. "У камелька". Январь:
      "И мирной неги уголок
      Ночь сумраком одела.
      В камине гаснет огонек,
      И свечка нагорела."
            А.С.Пушкин.
2. "Масленица". Февраль:
      "Скоро масленицы бойкой
      Закипит широкий пир."
            П.А.Вяземский.
3. "Песнь жаворонка". Март:
      "Поле зыблется цветами,
      В небе льются света волны.
      Вешних жаворонков пенья
      Голубые бездны полны"
            А.Н.Майков.
4. "Подснежник". Апрель:
      "Голубенький чистый
      Подснежник: цветок,
      А подле сквозистый
      Последний снежок.
      Последние слезы
      О горе былом
      И первые грезы
      О счастьи ином..."
            А.Н.Майков.
5. "Белые ночи". Май:
      "Какая ночь! На всем какая нега!
      Благодарю, родной полночный край!
      Из царства льдов, из царства вьюг и снега
      Как свеж и чист твой вылетает май!"
            А.А.Фет.
6. "Баркарола". Июнь:
      "Выйдем на берег, там волны
      Ноги нам будут лобзать,
      Звезды с таинственной грустью
      Будут над нами сиять"
            А.Н.Плещеев.
7. "Песнь косаря". Июль:
      "Раззудись, плечо! Размахнись рука!
      Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!"
            А.В.Кольцов.
8. "Жатва". Август:
      "Люди семьями
      Принялися жать,
      Косить под корень
      Рожь высокую!
      В копны частые
      Снопы сложены.
      От возов всю ночь
      Скрыпит музыка."
            А.В.Кольцов.
9. "Охота". Сентябрь:
      "Пора, пора! Рога трубят:
      Псари в охотничьих уборах
      Чем свет уж на конях сидят;
      Борзые прыгают на сворах."
            А.С.Пушкин.
10. "Осенняя песнь". Октябрь:
      Осень, осыпается весь наш бедный сад,
      Листья желтые по ветру летят..."
            А.К.Толстой.
11. "На тройке". Ноябрь:
      "Не гляди же с тоской на дорогу
      И за тройкой вослед не спеши,
      И тоскливую в сердце тревогу
      Поскорей навсегда затуши."
            Н.А.Некрасов.
12. "Святки". Декабрь:
      Раз в крещенский вечерок
      Девушки гадали,
      За ворота башмачок,
      Сняв с ноги, бросали."
            В.А.Жуковский
Одно из немногих крупных фортепианных сочинений — Большая соната ор. 37 была написана П. И. Чайковским в 1878 году и посвящена немецкому пианисту Карлу Клиндворту, который в 1868-1881 годах был профессором по классу фортепиано в Московской консерватории, и с Чайковским его связывали профессиональные отношения. Клиндворт был автором переложений для фортепиано произведений русских композиторов, в том числе Испанских увертюр М. И. Глинки.
Соната не входила в число любимых композитором сочинений, несмотря на успешность ее приема исполнителями и публикой. В одном из писем к Н. Ф. фон Мекк Чайковский отмечал: «Соната моя, может быть, небезынтересна, но это во всяком случае одно из мало любимых мною детищ моих». Несмотря на это, Соната остается одним из наиболее значительных инструментальных сочинений: масштабная по форме, концертная по типу звучания, она раскрывает романтическое, во многом «шумановское» начало в творчестве Чайковского. Первая часть (Moderato e risoluto), словно продолжающая традиции любимого немецкого композитора, построена на контрасте мужественного, почти флорестановского образа главной партии и мечтательной лирики побочной партии. Вторая часть (Andante ma non troppo quasi moderatо) написана в трехчастной форме, где крайние части характеризуются Б. В. Асафьевым как «скорбная дума», как «стон и мольба о покое и забвении», а средняя выступает как элемент успокоения и просветленности. Скерцо, которое включено композитором в качестве третьей части (Allegro giocoso), оправдывает свое «шутливое» название, здесь композитор применяет остроумные ритмические приемы. Финал (Allegro vivace) — яркая инструментальная пьеса, засталяющая забыть о драматизме первых частей Сонаты. Строгость композиции и оправданность ее драматургического решения делают сочинение Чайковского одним из лучших образцов русской фортепианной сонаты.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин