П. Чайковский (1840-1893) «Времена года» ор.37bis
Январь.У камелька - Февраль. Масленица - Март. Песня жаворонка - Апрель.Подснежник- Май. Белые ночи - Июнь.Баркарола - Июль.Песнь косаря - Август.Жатва - Сентябрь Охота - Октябрь.Осенняя песнь - Ноябрь.На тройке - Декабрь.Святки
П. Чайковский. Большая соната ор.37
Солист лауреат международных конкурсов, доцентМирослав Култышев (фортепиано)
О программе концерта
В концерте прозвучат фортепианные сочинения П. И. Чайковского, объединенные одним опусом 37. Известный фортепианный цикл «Времена года», состоящий из 12-ти характеристических картин, соответствующих 12-ти месяцам года, был заказан композитору в 1875 году издателем журнала «Нувеллист» Н. М. Бернардом, с которым сотрудничал Чайковский. Бернардом же были предложены и названия пьес, которые композитор ввел в цикл. При издании в журнале пьесам были также предпосланы поэтические эпиграфы.
Создавая свои цикл, Чайковский запечатлевал столь близкие его сердцу образы природы и поэтичные картинки. Пьесы не были рассчитаны на внешнюю эффектность и виртуозность, они, скорее, стремились раскрыть душевные переживания человека, сопричастного природе и тонко ее воспринимающего. Композитор в передаче образов природы и человеческих ощущений использует различные художественные приемы. В «Песне жаворонка», например, введены звукоподражательные форшлаги, передающие птичий щебет; образ цветка в «Подснежнике» передается легким вальсовым ритмом; тонкие колористические приемы призваны передать необычность состояния в пьесе «Белые ночи»; картинность «Баркаролы» создается почти зримыми звуковыми образами; элегичность «Осенней песни» словно раскрывает особую красоту золотой русской осени. Другая группа пьес — это яркие жанровые зарисовки, среди которых представлена буйная «Масленица», удалая «Песня косаря», энергичная «Жатва», динамичная «Охота». Картинность и в то же время высокая духовность звучания отмечается в пьесе «На тройке», а обрамляется цикл январской сценкой «У камелька» и праздничной картинкой «Святки».
1. "У камелька". Январь:
"И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела."
А.С.Пушкин.
2. "Масленица". Февраль:
"Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир."
П.А.Вяземский.
3. "Песнь жаворонка". Март:
"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны"
А.Н.Майков.
4. "Подснежник". Апрель:
"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..."
А.Н.Майков.
5. "Белые ночи". Май:
"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!"
А.А.Фет.
6. "Баркарола". Июнь:
"Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять"
А.Н.Плещеев.
7. "Песнь косаря". Июль:
"Раззудись, плечо! Размахнись рука!
Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!"
А.В.Кольцов.
8. "Жатва". Август:
"Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрыпит музыка."
А.В.Кольцов.
9. "Охота". Сентябрь:
"Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах."
А.С.Пушкин.
10. "Осенняя песнь". Октябрь:
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят..."
А.К.Толстой.
11. "На тройке". Ноябрь:
"Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши."
Н.А.Некрасов.
12. "Святки". Декабрь:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали."
В.А.Жуковский
Одно из немногих крупных фортепианных сочинений — Большая соната ор. 37 была написана П. И. Чайковским в 1878 году и посвящена немецкому пианисту Карлу Клиндворту, который в 1868-1881 годах был профессором по классу фортепиано в Московской консерватории, и с Чайковским его связывали профессиональные отношения. Клиндворт был автором переложений для фортепиано произведений русских композиторов, в том числе Испанских увертюр М. И. Глинки.
Соната не входила в число любимых композитором сочинений, несмотря на успешность ее приема исполнителями и публикой. В одном из писем к Н. Ф. фон Мекк Чайковский отмечал: «Соната моя, может быть, небезынтересна, но это во всяком случае одно из мало любимых мною детищ моих». Несмотря на это, Соната остается одним из наиболее значительных инструментальных сочинений: масштабная по форме, концертная по типу звучания, она раскрывает романтическое, во многом «шумановское» начало в творчестве Чайковского. Первая часть (Moderato e risoluto), словно продолжающая традиции любимого немецкого композитора, построена на контрасте мужественного, почти флорестановского образа главной партии и мечтательной лирики побочной партии. Вторая часть (Andante ma non troppo quasi moderatо) написана в трехчастной форме, где крайние части характеризуются Б. В. Асафьевым как «скорбная дума», как «стон и мольба о покое и забвении», а средняя выступает как элемент успокоения и просветленности. Скерцо, которое включено композитором в качестве третьей части (Allegro giocoso), оправдывает свое «шутливое» название, здесь композитор применяет остроумные ритмические приемы. Финал (Allegro vivace) — яркая инструментальная пьеса, засталяющая забыть о драматизме первых частей Сонаты. Строгость композиции и оправданность ее драматургического решения делают сочинение Чайковского одним из лучших образцов русской фортепианной сонаты.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин