Ф. Пуленк (1899-1963) Соната для флейты и фортепиано FP164
С. Шаминад (1857-1944) Концертино для флейты ор.107
Б. одар (1849-1895) Сюита для флейты и фортепиано ор.116
М. Равель (1875-1937) - Н. Платонов (1894-1967) Павана на смерть инфанты
П. Женен (1832-1903) Венецианский карнавал ор.14
Андрей Санников (флейта)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение
Ф. Пуленк (1899-1963) Соната для гобоя и фортепиано FP 185
Р. Шуман (1810-1856) 3 Романса для гобоя и фортепиано op. 94
А. Дорати (1906-1988) Duo Concertante для гобоя и фортепиано
Андрей Годик (гобой)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
О программе концерта
Французский музыкант Жан–Батист Арбан (1825–1889) приобрел в свое время европейскую известность как виртуозный исполнитель на корнет-а-пистоне и композитор, создавший для этого инструмента целый ряд блистательных сочинений. Арбан был также известным дирижером, не случайно в 1874 году он был приглашен в Россию императором Александром II дирижировать знаменитыми концертами в Павловске, где выступал несколько лет. Самым известным сочинением композитора является его «Фантазия и Вариации на тему Венецианского карнавала», впервые изданное в 1864 году. На эту тему было в свое времяч написано известное скрипичное сочинение Н. Паганини «Венецианский карнавал», и ей же посвящены поэтические строки Теофиля Готье:
«Есть ария одна в народе,
Её на скрипке пилит всяк,
Шарманки все её выводят,
Терзая воющих собак.
И табакерке музыкальной
Она известна, как своя,
Её щебечет чиж нахальный,
И помнит бабушка моя».
В настоящее время сочинение Арбана существует во множестве переложений, в концерте оно прозвучит в исполнении для флейты и фортепиано.
Франсис Пуленк, французский композитор, пианист, критик, был одним из ведущих музыкантов знаменитой французской “Шестерки”, автором многочисленных сочинений разных жанров. Созданная в 1956 году Соната для флейты и фортепиано (I. Allegro меlаncolico. II. Cantilena. III. Presto giocoso) предназначалась для флейтиста Ж.–П. Рампаля. Соната, сразу получившая известность, яркая и насыщенна по звучанию, сложная по технике и образному решению, до сих остается одной из самых исполняемых флейтовых сонат.
Имя французской пианистки и композитора Сесиль Шаминад всегда ассоциируется с особым, тонким ощущением музыкального звучания, умением создавать выразительные, художественно яркие пьесы, по-французски изящные и романтичные. Концертино для флейты было написано в 1902 году и явилось одним из немногих, сравнительно крупных сочинений автора. Красивая одночастная пьеса соединяет в себе виртуозность звучания, лиричность высказывания и зримость основных образов.
Бенжамена Годара по праву считают одним из ярких представителей французского романтизма, в сочинениях которого тонко и последовательно раскрываются национальные черты. Особую известность получили оперы композитора, в числе которых — "Драгоценности Жанетты", "Маркитантка" и др. Однако, «Сюита из трех пьес», созданная в 1890 году и посвященная солисту П. Таффанелю, до сих пор остается самым известным сочинением композитора. Несмотря на отсутствие программного заголовка всего сочинения, каждая из пьес раскрывает основной замысел художника, связанный с передачей образа героя в его состоянии житейского оптимизма («Аллегретто»), лирического единения с природой («Идиллия»), в вихревом кружении бала («Вальс»).
Павана — торжественный медленный танец — был весьма распространен в Европе в XVI веке. Под музыку паваны происходили различные церемониальные шествия, в том числе въезды именитых гостей, проводы знатной невесты в церковь и др. В конце XIX — начале XX веков композиторы создавали инструментальные пьесы в стиле паваны, используя ее основные художественные элементы – торжественность, замедленность движения. Среди них был французский композитор Морис Равель, создавшим в 1899 году небольшую фортепианную пьесу «Павана на смерть Инфанты». Она вошла в фортепианный цикл на испанские народные темы, наряду с пьесами «Хабанера», «Античный менуэт». Простая, напевная, развивающаяся мелодия звучит в Паване на протяжении всей пьесы, создавая ощущение длительного движения и бесконечного, возвышенного покоя. Композитор позднее инструментовал сочинение для малого состава оркестра. Известным русским флейтистом Н. И. Платоновым было сделано переложение сочинения для флейты и фортепиано.
Один из самых популярных французских композиторов ХХ века, участник творческого союза «Шести», Франсис Пуленк вошел в сердца слушателей как автор многочисленных произведений разных жанров. Начинающий композитор дебютировал в 1917 году на одном из концертов новой музыки «Негритянской рапсодией» для баритона и инструментального ансамбля, имевшей шумный успех. В дальнейшем он создал различные сочинения, среди которых выделяются моноопера «Человеческий голос», балет «Новобрачные на Эйфелевой башне», многие выразительные камерно-вокальные и хоровые сочинения. Коллега композитора Дариус Мийо писал: «Франсис Пуленк — это сама музыка, я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью». Среди последних сочинений Пуленка — Соната для гобоя и фортепиано (1962), посвященная памяти С. С. Прокофьева. Композиторов связывали тесные профессиональные и человеческие отношения, в наследии каждого из них можно найти строки, посвященные другу. Мемориальный характер Сонаты определил ее строение. Программная последовательность частей (1. Элегия. 2. Скерцо, 3. Скорбь) предопределила характер звучания: в ней, с одной стороны, отчетливо слышно нарастающее напряжение от мягкой лирики первых тактов к напряженному драматизму финала. Связь с Прокофьевым проявилась и в попытке воссоздания характерных «прокофьевских» образов, возникающих, словно призраки, на страницах Сонаты.
Три романса для гобоя и фортепиано оp. 94 были написаны Робертом Шуманом в качестве рождественского подарка его супруге Кларе Шуман в декабре 1849 года. Жанровое определение пьес («романсы») изначально подчеркнуло их лирическую образную сферу, где преобладают элегические настроения и лишь изредка вторгаются драматические нотки. Композитор тонально объединил романсы (крайние пьесы написаны в ля миноре, центральная — в Ля мажоре), словно подчеркивая их единство.
Антал Дорати — известный венгерский и американский дирижер и композитор, ученик З. Кодаи и Б. Бартока. В его насыщенной карьере дирижера есть эпизоды, связанные с русским искусством: начиная с 1934 года, Дорати был музыкальным руководителем Русского балета в Монте-Карло. С 1942 года он жил и работал в США, выступая со многими оркестрами страны. Дорати был первым дирижёром, записавшим (в 1954 г.) музыку балетов П. И. Чайковского —«Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Среди композиторских творений Дорати выделяются сочинения для гобоя — как солирующего, так и в ансамбле. Его диптих «Duo Concertante» («Концертный дуэт») был написан в 1984 году и посвящен швейцарскому гобоисту и композитору Хайнцу Холлигеру. Две пьесы, идущие без перерыва, представляют собой две яркие драматические зарисовки, соединяющие разные настроения.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин