Т. Майуцуми (1929-1997) "Бунраку" для виолончели соло
И. Брамс (1833-1897) Соната №1 для виолончели и фортепиано ми минор ор.38
Д. Поппер (1843-1913) Этюд № 9 Соль мажор
С. Прокофьев (1891-1953) Соната для виолончели и фортепиано До мажор ор.119
Федор Амосов (виолончель)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Людмила Набок
О программе концерта
Тоширо Майуцуми принадлежит к числу японских композиторов, искусство которых стало достоянием мировой музыкальной культуры. Он учился в Японии, затем в Парижской консерватории, сотрудничал со многими крупными деятелями, среди которых, например, Морис Бежар (с ним Майуцуми работал над балетом «Кабуки. История 47 самураев», создавал сочинения в традициях иных национальных культур (в 1948 году им была написана Rumba Rhapsody). «Бунраку» — пьеса для виолончели соло, она датирована 1960 годом. Слово многозначно: «бунраку» называют разновидность национального кукольного театра, но оно связано и с особенностями пропеваемого-прочитываемого текста. В продолжительной пьесе-монологе присутствует и то, и другое; здесь отчетливо слышны и элементы повествования, и некоторая «марионеточность» действия.
Соната ми-минор для виолончели и фортепиано op. 38 выдающегося немецкого композитора Иоганнеса Брамса была написана в 1862-65 годах. Три ее части (I. Allegro non troppo. II. Allegretto quasi menuetto. III. Allegrо) уже обнаруживают характерные черты произведений композитора: мужественность звучания, сдержанность высказывания, выразительность и пластичность фактуры, тонкое знание природы инструментов. Внешне спокойная первая часть, в которой, однако, временами слышны трагические оттенки, сменяется менуэтом. Придавая данной части черты старинного танца, композитор в действительности создает выразительную лирическую пьесу, подчас приобретающую драматический оттенок. Особенно вдохновенно звучит здесь средняя часть – трио, концентрирующая основные черты выразительной брамсовской мелодики. Энергичный финал становится достойным завершением сложного, многопланового цикла.
Знаменитый чешский виолончелист–виртуоз и композитор Давид Поппер много лет отдал педагогической работе в Будапештской консерватории, воспитав замечательную плеяду европейски знаменитых исполнителей. Его супруга — пианистка, ученица Ф. Листа Софья Ментер в свое время была профессором Петербургской консерватории. Поппером было написано много произведений для виолончели, в том числе 4 концерта с оркестром, Реквием для 3 виолончелей с оркестром, Фантазия на темы украинских песен, 4 сюиты для виолончели с фортепиано и с оркестром. Входящие в опус 73 написанные Поппером 40 этюдов для виолончели соло ("Hohe Schule des Violoncellspiels"), предполагают, помимо определенной технической задачи, и раскрытие художественной идеи, что всецело характерно и для исполняемого этюда №9.
Масштабное и разнообразное в жанровом отношении наследие С.С. Прокофьева (1891-1953) содержит и ряд поразительных камерно-инструментальных сочинений, среди которых выделяется его Соната для виолончели и фортепиано До мажор (1949). После первого исполнения Сонаты (1 марта 1950 года в Малом зале Московской консерватории) друг композитора Н.Я. Мясковский записал в своем дневнике: «Вчера Ростропович и Рихтер играли открыто Виолончельную сонату Прокофьева - первоклассное, изумительное произведение». Эти слова предопределили творческую судьбу нового сочинения.
Композитор ввел в Сонату в качестве эпиграфа слова М. Горького "Человек — это звучит гордо", определяя тем самым образный строй сочинения: масштабность, возвышенность, могучую силу и интеллект. Сохраняя трехчастное строение (I. Andante grave. II. Moderato. III Allegro ma non troppo), композитор в каждой из частей разрабатывает самостоятельную образную сферу: эпичность первой части сменяется юмористическим, подчас озорным звучанием второй, и обе эти линии завершают свое развитие в третьей части, дополненные разнохарактерными, энергичными лирико-драматическими элементами. Очень важна заключительная кода: она построена на главной теме из первой части, которая теперь звучит как апофеоз, обрамляя таким образом и достойно завершая инструментальный цикл.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин