350-400 руб.
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Г. Гендель (1685-1759) - М. Гранжани.
Концерт для органа/арфы с оркестром си-бемоль мажор op.4 №6 HWV 294
Анна Кузнецова (арфа)
Н. Римский-Корсаков (1844-1908).
Ария Марфы из оперы «Царская невеста» (1899)
«Иван Сергеич, хочешь, в сад пойдем…»
Ф. Чилеа (1866-1950).
Ария Адрианы Лекуврер из оперы «Адриана Лекуврер» (1902)
«Io son l'umile ancella…»
Софья Сакания (сопрано)
II отделение
Л. ван Бетховен (1770–1827).
Концерт №3 для фортепиано с оркестром до минор ор.37
Ольга Рапацевич (фортепиано)
Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр
Дирижер Заслуженный артист России Александр Титов
О программе концерта
Георга Фридриха Генделя, немецкого композитора, бóльшую часть жизни работавшего в Англии, называют, наряду с И.С. Бахом, крупнейшим представителем музыкального барокко. Его творческое наследие включает, наряду с операми, ораториями и другими сочинениями, концерты, занимающие одно из значительных мест. Концерт для арфы с оркестром си-бемоль мажор был написан композитором в последний период его жизни в 1751 году и явился авторским переложением одного из его органных концертов. Подобные «переводы» музыкального материала из одного произведения в другое вообще характерны для творчества Генделя: он часто использовал одни и те же темы в разных сочинениях, делал переложения для разных составов. Три традиционные части Концерта для арфы (1. Allegro 2. Larghetto 3. Allegro moderato) замечательно передают стиль композитора: его строгую архитектоничность, жизнеутверждающее начало, лирику, идущую от свойств самого солирующего инструмента. В сравнительном небольшом по количеству произведений жанре концерта для арфы данное сочинение Генделя занимает, несомненно, одно из ведущих мест. Редакция Концерта выполнена Марселем Гранжани — представителем крупнейшей школы французских арфистов, выпускником Парижской консерватории, позднее ставшим известным педагогом в учебных заведениях США и Канады.
Оперу «Царская невеста» по драме Л. А. Мея выдающийся русский композитор Н. А. Римский-Корсаков завершил в 1898 году. Сюжет оперы, связанный с эпохой Ивана Грозного, раскрывает сложные исторические события, на фоне которых особенно ярко обрисован облик Марфы Собакиной, избранной невестой царя. Марфа считается одним из самых светлых и обаятельных женских образов в творчестве композитора, она вынуждена противостоять выбору Ивана Грозного, коварству соперницы, интригам приближенных. Ария «Иван Сергеич, хочешь, в сад пойдем?» звучит в четвертом действии оперы, когда героиня, узнав о смерти своего любимого Ивана Лыкова, сходит с ума. Не осознавая происходящего, она обращается к злодею Григорию Грязно́му, как к Ивану; необычайно светлая нежная ария резко контрастирует с окружающим героиню миром зла и обмана.
Опера итальянского композитора Франческо Чилеа посвящена выдающейся актрисе французского театра эпохи Просвещения Адриенне Лекуврер. Преданная своей профессии, которую церковь считала греховной, Адриенна даже перед смертью (она умерла в возрасте 38 лет) отказалась отречься от театра. Исполняемая небольшая ария главной героини «Io son l'umile ancella…» звучит в первом акте, раскрывая ее образ («Я скромная служанка Создателя Творца»). Выразительная лирическая мелодия арии дополняется в оркестре солирующим английским рожком, словно оттеняющем звучание основной темы.
Жанр инструментального концерта представлен в творчестве Л. ван Бетховена пятью концертами для фортепиано с оркестром, одним скрипичным концертом и тройным концертом для скрипки, виолончели и фортепиано. Созданный в 1800 году, Третий концерт был впервые исполнен композитором три года спустя, в 1803 году. Бетховен посвятил его прусскому принцу Луису Фердинанду. Для Концерта № 3 композитор избирает одну из самых любимых своих тональностей – до-минор, которую он обычно использовал для показа мужественных, драматических образов, как, например, в фортепианной Патетической сонате, и это обстоятельство во многом определяет общий строй Третьего концерта. В нем по сравнению с первыми двумя фортепианными концертами композитор по-новому представляет сам жанр, не только усиливая партию солиста, но и отводя значительную роль в передаче замысла инструментам оркестра. Они «вступают в диалог» с солирующим фортепиано, иногда выходят на первый план, словно приближая Концерт к симфонии. Три части Концерта (Allegro con brio – Largo – Rondo. Allegro-Presto) последовательно раскрывают драматургию сочинения, построенную на сопоставлении разделов драматических, основанных на темах с четким решительным ритмом, и разделах более лирических, плавных. По-бетховенски мощные эпизоды, чередуясь с фрагментами, рисующими эмоционально-возвышенные образы, рождают многогранное, наполненное пафосом и лирикой звучание, столь характерное для композитора.
Проф. З.М. Гусейнова
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин