К.Ф.Э. Бах (1714-1788) Симфония для струнных и basso continuo До-мажор, Wotq 182|3
К.Ф.Э. Бах (1714-1788) Концерт для виолончели, струнных и basso continuo ля-минор
Александр Рудин (виолончель)
II отделение
А. Дворжак (1841-1904) Серенада для струнного оркестра Ми-мажор, Ор.22
О программе концерта
Второй сын великого И.С. Баха – Карл Филипп Эмануэль Бах (1714-1788) – был известным немецким композитором и клавесинистом, слава которого подчас превосходила славу его отца. Когда в конце XVIII века в Германии говорили о «великом Бахе», то речь, как правило, шла не об Иоганне Себастьяне, известном тогда лишь немногим знатокам, а о Карле Филиппе Эмануэле. С именем К.Ф.Э. Баха связывают зарождение классицистских тенденций в барочном искусстве. Наибольшего успеха он достиг в области клавирной музыки, но и другие жанры оказались представлены в его творчестве яркими сочинениями. Созданный же им в 1753-1762 годах трактат «Опыт истинного искусства игры на клавире» принес автор славу выдающегося специалиста: трактат стал учебником не только в области клавирного исполнительства, но и правилам гармонии.
Шесть симфоний для струнных инструментов и basso continuo написанных в 1773 году, во многих отношениях предвосхитили будущие достижения Й. Гайдна и В.-А. Моцарта. В переводе с итальянского basso continuo означает «непрерывный бас» («непрерывное сопровождение»). Basso continuo является характерной чертой музыки барокко, где нижний голос в ансамбле исполняется инструментом соответствующего диапазона (виола да гамба, виолончель, фагот), в то время как другой инструмент (клавишный или лютневый) дублирует эту линию вместе с аккордами, которые обозначаются в нотах условной буквенно-цифровой записью.
Шесть симфоний были написаны по заказу венского поклонника К.Ф.Э. Баха –
барона Г. ван Свитена. В этих сочинениях композитор смог создать новый стиль, новый музыкальный язык, способный и призванный передавать чувства и страсти человека. Третья из шести симфоний, До-мажорная, строится как традиционный для того времени трехчастный цикл (Allegro assai – Adagio – Allegretto), в котором обращает на себя внимание введение в медленной части, как продолжение традиций отца, баховской монограммы, но с добавлением первой буквы имени автора «BACH – E», проходящей в басовом голосе с первых же тактов.
Другое произведение К.Ф.Э. Баха – известнейший Концерт для виолончели, струнных и basso continuo ля-минор. Каждая из трех частей Концерта (Allegro non troppo - Andante grazioso - Allegro vivace) выдержана в одном настроении, представленном, однако, очень разнопланово. Страстный драматизм начального Allegro сменяется грациозностью медленной части с тем, чтобы в финале музыка вновь обратилась к драматическим элементам. Очень выразительная, виртуозная партия солиста принимает на себя ведущую роль, будучи противопоставленной оркестру на протяжении всего произведения. Композитор в каждой из частей вводит сольные каденции, подчеркивая тем самым значение основного инструмента.
Музыка известного чешского композитора Антонина Дворжака соединяет черты венского классицизма и романтизма, связанные с родными национальными напевами и фольклором других стран, в том числе США, где композитор работал несколько лет. Дворжак творил в разных жанрах, он является автором опер, вокальных и симфонических сочинений, а также произведений для струнного оркестра. Для такого состава им были написаны: Ноктюрн (1872), Симфонические вариации (1877) и Серенада (E-dur, 1875). Жанр серенады был очень распространен в XVIII веке, но спустя столетие он вновь завоевал популярность у композиторов Европы. Исключительно лирическая направленность, возможность раскрыть различные оттенки переживания человека в его слиянии с природой, романтика ночи, использование только нежных тембров струнных инструментов – все это привлекало композиторов. К жанру серенады обращались И. Брамс, П.И. Чайковский и другие мастера, отдавая в этом дань, конечно же, В.А. Моцарту – автору замечательной Маленькой ночной серенады («Eine kleine Nachtmusik»), ставшей прообразом многих последующих сочинений.
Серенада для струнного оркестра Дворжака решена в виде свободного пятичастного цикла. Вступительное Moderato, построенное на выразительной лирической теме, уступает место Вальсу, подчеркивающему непременное для серенады обращения к бытовому музыкальному жанру (здесь вальс заменил менуэт, характерный для XVIII века, но композитором он написан в форме da capo). Третью часть Дворжак решает как Скерцо, акцентируя шутливую, разнохарактерную ткань всего раздела. Лирическим центром становится четвертая часть Larghetto, с его выразительной темой и прихотливым ритмом. Завершает цикл финал в темпе Vivace, в котором присутствует драматическое начало. Почти в самом конце, перед кодой, Дворжак возвращается к теме первой части цикла, звучащей как легкое напоминание перед активным динамичным завершением и создающей обрамляющую сочинение музыкальную арку.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
![]() |
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
![]() |
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
![]() |
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
![]() |
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
![]() |
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
![]() |
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
![]() |
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
![]() |
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
![]() |
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
![]() |
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин