А. Скрябин (1871-1915) Соната №4 для фортепиано фа-диез мажор ор.30
Вальс ля-бемоль мажор ор.38
Ф. Шопен (1810-1849) Скерцо № 4 ми-мажор ор.54
Ф. Лист (1811-1886) Испанская рапсодия для фортепиано S.254
Кристина Зеленина (фортепиано)
II отделение
М. Мусоргский (1839-1881) "Картинки с выставки" (1874)
Исполняет лауреат международных конкурсовЕвгений Сергеев (фортепиано)
О программе концерта
Лето 1903 года оказалось для Александра Николаевича Скрябина (1871-1915) необычайно насыщенным: за несколько месяцев им было написано около 40 фортепианных произведений, в число которых вошла и Четвертая соната фа-диез мажор, созданная всего за два дня. После того, как соната была опубликована, Скрябин пришел к мысли о необходимости предпослать ей пояснение, раскрывающее содержание произведения: «В тумане легком и прозрачном, вдали затерянная, но ясная, — звезда мерцает светом нежным. О, как она прекрасна! Баюкает меня, ласкает, манит лучей прелестных тайна голубая... Приблизиться к тебе, — звезда далекая! В лучах дрожащих утонуть — сияние дивное! То желание острое, безумия полное и столь сладостное, что всегда, вечно хотел бы желать без цели иной, как желание само... Но нет! В радостном взлете ввысь устремляюсь... Танец безумный! Опьянение блаженства! Я к тебе, светило чудное, устремляю свой полет! — К тебе, мною свободно созданному, чтобы целью быть полету свободному! В игре моей капризной о тебе я забываю. В вихре, меня уносящем, от тебя я удаляюсь. — В жгучей радости желания исчезает цель далекая... Но мне вечно ты сияешь, ибо вечно я желаю! И в солнце горящее, в пожар сверкающий ты разгораешься, — сияние нежное! Желанием безумным к тебе я приблизился! В твоих искрящихся волнах утопаю... И пью тебя — о, море света! Я, свет, тебя поглощаю!». В этой программе – прекрасном лирическом эссе - заключено конкретное описание музыки сонаты. Она состоит из двух частей (1. Andante 2. Prestissimo volando), звучащих без перерыва. Очень важен в обеих частях образ «далекой звезды», возникающей в различном облачении и олицетворяющей для композитора его устремленность – «полет» – к неведомому идеалу.
Вальс ля-бемоль мажор был написан А.Н. Скрябиным в том же 1903 году. Отдавая дань некогда сильному увлечению музыкой Шопена, Скрябин, однако, раскрывает в пьесе уже собственное понимание жанра, соединяя черты салонного и концертного вальса и отчетливо проводя столь значимую для него тему полета.
Скерцо № 4 ми-мажор ор. 54 Фредерик Шопен (1810-1849) написал в 1842 году. Оно – последнее из произведений данного жанра в творчестве композитора. Ранее скерцо преимущественно использовалось как часть сонатно-симфонического цикла, у Шопена же оно становится самостоятельной пьесой, содержание которой – остро-драматическое, многоплановое, с прекрасными лирическими эпизодами. Скерцо у Шопена в большинстве случаев преодолевает свое назначение быть «шуткой». Данное сочинение композитор создал после трагической смерти от чахотки одного из самых близких друзей Яна Матушиньского. Но это испытание, как и целый ряд других, вызвали к жизни сочинения, которые могут рассматриваться как нравственное преодоление невзгод, облеченное в драматичную, но жизнеутверждающую форму. Отсюда – и яркая мажорная тональность, и внутренняя сила, и виртуозность произведения.
Жанр рапсодии – музыкального произведения, написанного на фольклорные темы обычно в свободной форме и построенного как чередование нескольких контрастных эпизодов, получил свое высшее выражение в творчестве выдающегося венгерского композитора Ференца Листа (1811-1886). 19 Венгерских рапсодий композитора и его Испанская рапсодия ставили своей основной задачей передать красоту подлинных народных мелодий – венгерских, испанских, цыганских. Испанская рапсодия (1863) стала одним из самых известных фортепианных произведений Листа, в котором композитор сделал уточнение по отношению к основным разделам: «Folies d'Espagne» (это одна из самых известных испанских старинных тем, она сумрачно и торжественно звучит в рапсодии сразу после бравурного вступления) и «Jota aragonesa» («Арагонская хота», данная тема использована и в одноименном сочинении М.И. Глинки). Во время поездки в Испанию в 1845 году Лист создал «Большую концертную фантазию на темы испанских мелодий», которую впоследствии переработал в Испанскую рапсодию. Ярко национальная, пронизанная звуками и красками Испании, по-листовски виртуозная, рапсодия является одним из самых исполняемых сочинений композитора.
Фортепианный цикл «Картинки с выставки» был написан Модестом Петровичем Мусоргским (1839-1881) в 1874 году в память о друге, архитекторе и художнике Викторе Гартмане. Цикл построен композитором как программная сюита из 10 пьес, перемежающихся интермедиями. В ней сочетаются картинки из реальной жизни и сказочной фантастики с образами из далекого прошлого. Каждой пьесе Мусоргский дает название и все пьесы связывает между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей переход от картины к картине. Такое построение сюиты – единственное в классической музыке.
Прогулка. Тема из этой пьесы, близкая по характеру русским народным напевам, проводится на протяжении сюиты несколько раз. В ней Мусоргский словно изобразил самого себя, переходящего от картины к картине. Он писал В.В. Стасову: «Моя физиономия в интермедиях видна».
1. Гном. На рисунке Гартмана была нарисована елочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках. Этот характер и передает композитор своей музыкой.
2. Старый замок. По воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней.
3. Тюильрийский сад. Ссора детей после игры. Стасов писал, что на рисунке была изображена аллея сада парижского дворца Тюильри «со множеством детей и нянек».
4. Быдло. В письме к Стасову Мусоргский назвал эту пьесу «Sandomirzsko bydło» (польск. «Сандомирский скот»). Пьеса изображает, по примечанию Стасова, польскую телегу на огромных колесах, запряженную волами.
5. Балет невылупившихся птенцов. Прототипом пьесы послужили эскизы В.Гартмана к костюмам для балета Ю. Гербера «Трильби», поставленного выдающимся хореографом М. Петипа в 1871 году.
6. «Самуэль» Гольденберг и «Шмуйле». Гартман когда-то подарил Мусоргскому два своих рисунка — «Еврей в меховой шапке» и «Бедный еврей. Сандомир», сделанных в 1868 году в Сандомире, и которые композитор тоже включил в свою галерею. В изданиях сейчас пьеса обычно называется «Два еврея, богатый и бедный».
7. Лимож. Рынок. (Большая новость). В нотной рукописи этой пьесы Мусоргский первоначально сделал по-французски забавные пометки о том, какие сплетни можно было услышать на рынке.
8. Катакомбы. Римская гробница. На картине Гартман изобразил себя с другом и проводника с фонарем в руке в римских катакомбах в Париже.
С мертвыми на мертвом языке. Из «Катакомб» появляется минорная вариация «Прогулки», в которой автор словно разговаривает с духом Гартмана.
9. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга). У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Но Мусоргский изобразил контрастный образ Бабы-Яги. Он создал мощную драматическую картину «нечистой силы».
10. Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве). Эта часть сюиты посвящена эскизу Гартмана, выполненному к его архитектурному проекту киевских городских ворот. Пьеса служит финалом цикла – яркой, мощной картиной народного торжества.
Профессор З.М. Гусейнова
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин