11
октября
Среда
19:00
2023
Стоимость билетов:
350-400 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
Финалисты проекта «Река талантов»
I отделение

В.А. Моцарт (1756-1791).
Концерт №1 для флейты с оркестром соль мажор KV313

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Зайцев (флейта)

В.А. Моцарт (1756-1791).
Концерт для кларнета с оркестром ля мажор KV622

Солистка – лауреат международных конкурсов
София Сафронова (кларнет)
II отделение

А. Дворжак (1841-1904).
Концерт для виолончели с оркестром си минор ор.104

Солист – лауреат международных конкурсов
Ярослав Шмидт (виолончель)

Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

Жанр инструментального концерта был широко представлен в творчестве В.А. Моцарта: возможность «состязания» сольного инструмента и оркестра отвечала основным принципам яркого, театрально-зрелищного искусства композитора. В этом жанре он создал свыше 40 сочинений, где, наряду с 27 фортепианными, представлены концерты для скрипки, валторны, кларнета и других оркестровых инструментов. Среди них особое место занимают три концерта для флейты с оркестром.
Моцарту, наряду с И. Гайдном, суждено было сыграть особую роль в развитии флейты как солирующего инструмента, хотя отношения с ним складывались не просто. Долгое время Моцарт утверждал, что не любит флейту, считая, что ее интонация не будет точной, что у нее недостаточно возможностей, чтобы раскрыть художественный замысел произведения. Однако, созданные им же сочинения убедительно опровергают подобный взгляд: они при жизни композитора входили в репертуар исполнителей и сохраняют свое значение поныне. Концерт для флейты с оркестром G-durV 313) был написан в 1778 году под влиянием известного флейтиста И. Б. Вендлинга, он являет собой замечательный образец блестящего концертного стиля композитора. Традиционная последовательность трех частей (Allegro maestosoAdagio ma non troppo — Rondeau. Tempo di menuetto) дает возможность композитору представить разнохарактерные картины, раскрывающие торжественность и лирику, драматические и пейзажные элементы.
 
Концерт для кларнета с оркестром Ля мажор, был одним из последних законченных произведений композитора и самым известным концертом в репертуаре кларнетистов. Моцарт создал Концерт в 1791 году для своего друга, известного австрийского исполнителя А. Штадлера. Композитор сохраняет здесь традиционный трехчастный цикл (AllegroAdagio – Rondo. Allegro), как бы подводя итог жанру инструментального концерта в своем творчестве. Случайно или нет, но многие страницы Концерта исполнены невыразимой грусти, словно композитор предвидел свою скорую кончину. Темы, звучащие в каждой из частей, удивительно выразительны и проникновенны: здесь представлено драматическое и лирическое начало, философское раздумье и пейзажность. Особую роль играет вторая, медленная часть, в которой сосредоточен основной образный смысл произведения – нежная лирика, смирение, возвышенность. Заключительное Рондо, в других сочинениях композитора часто несущее юмористическое начало, здесь основную скерцозную тему (рефрен) чередует с разными по характеру эпизодами, в том числе и драматическими. Композитор отказывается от традиционных развернутых сольных каденций, но дает возможность исполнителю продемонстрировать многообразие и богатство инструмента.
 
Один из основоположников чешской национальной композиторской школы Антонин Дворжак получил широкую известность в Европе и мире. Он состоял в переписке со многими выдающимися современниками, среди которых был и П.И. Чайковский; он концертировал как дирижер во многих странах, в том числе в России. В 1892-1895 годах Дворжак жил и работал в США, где выступал с авторскими концертами, был профессором и директором консерватории в Нью-Йорке. С этим периодом связано создание двух самых известных сочинений композитора – симфонии «Из Нового света» и Концерта для виолончели с оркестром. Концерт по праву входит сегодня в число наиболее исполняемых сочинений виолончельного репертуара. Он построен на характерных для Дворжака интонациях славянского (чешского и моравского) фольклора, которые пронизывают все три традиционные части сочинения (Allegro – Adagio ma non troppo – Finale. Allegro moderato) от первых до последних тактов. Исходная мелодия, на основе которой далее возникают многие темы Концерта, активно развивается на протяжении сочинения. Удивительно решена партия солирующей виолончели, которую Дворжак во многих отношениях рассматривает как человеческий голос: виолончель повествует о событиях прошлого и настоящего, о драматических и лирических перипетиях человеческой судьбы. Автор говорил о своем произведении: «Этот концерт значительно превосходит оба мои концерта, как скрипичный, так и фортепианный. Не удивляйтесь, что сам об этом говорю – на собственную похвалу нельзя положиться, – но могу сказать, что произведение это доставляет мне громадную радость, и, думаю, я не ошибусь в его оценке». Композитор посвятил Концерт своему другу виолончелисту Янушу Вихану.

проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин