12
апреля
Среда
19:00
2023
Стоимость билетов:
300 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, д.34
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 272–44–41
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
Концерт перенесён с 11 февраля!

И. Брамс (1833-1897). 
Вариации и фуга для фортепиано на тему Генделя си-бемоль мажор op. 24 

С. Рахманинов (1873-1943).
Вариации для фортепиано на тему Корелли ре минор op. 42

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Евгений Савельев (фортепиано)
II отделение

С. Франк (1822-1890).
Соната для скрипки и фортепиано ля мажор op. 27 
 
И. Стравинский (1882-1971).
«Итальянская сюита»  для виолончели и фортепиано K034b 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Илья Михайлов (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

В 1861 году немецкий композитор Иоганнес Брамс создает Вариации и фугу на тему Генделя ор. 24. В основу сочинения им была положена простая, незатейливая тема (Ария) из третьей части Сюиты B-dur для клавесина выдающегося композитора эпохи барокко Г. Ф. Генделя (1685-1759). На эту тему в рамках сочинения Брамсом были написаны 25 вариаций и масштабная заключительная фуга, блестяще завершающая сочинение.  Исследователи объединяют вариации в цикле, выделяя три больших группы: №№ 1–8, №№ 9–18, №№ 19–25, где каждая группа завершается ферматой, выставленной автором. Брамс максимально использует возможности темы, ее интонационные, ладо-гармонические, структурные особенности. Но при этом каждая вариация сохраняет строение темы, раскрывая ее в разных ракурсах, и большинство вариаций остается в основной тональности цикла – B–dur. Композитор писал: «Размышляя о вариациях, я считаю, что они должны быть выдержаны более строго и чисто. Иногда я нахожу, однако, что новое поколение слишком "копается" в теме. Мы все боязливо придерживаемся мелодии, но не разрабатываем ее свободно, в сущности, не создаем из нее ничего нового, а лишь нагружаем ее. Из-за этого мелодию совсем нельзя узнать». Все эти трудности блестяще преодолены Брамсом в Вариациях и фуге на тему Генделя. К тому же автор по-разному трактует вариации, придавая им то черты каччи (жанр светской вокальной музыки в Италии в XIV–XVI вв.), мюзета (старинный французский танец), сицилианы, венгерского чардаша. Некоторые вариации Брамс приближает по стилю к звучанию Моцарта или Бетховена. В совокупности же создается масштабный концертный цикл вариаций, который в сочетании с заключительной монументальной фугой образуют одно из самых ярких сочинений в жанре вариаций. Свой опус И. Брам преподнес Кларе Шуман, вдове композитора, в качестве подарка в день ее рождения; она же стала первой исполнительницей сочинения.

Вариации на тему Корелли ор. 42 были написаны С. В. Рахманиновым в зарубежный период его жизни, летом 1931 года в Швейцарии. Тема для Вариаций была заимствована Рахманиновым из Сонаты для скрипки и бассо континуо № 12 итальянского скрипача и композитора XVII века А. Корелли, который включил в свое сочинение тему старинной португальской танцевальной «фолии»; позднее ее использовали многие композиторы, в числе которых — А. Вивальди, Ф. Лист, А. Алябьев. Обратившись к старинной теме, Рахманинов предопределил общее содержание произведения, в двадцати вариациях которого возникают и медленная хоральность, и бесконечная лирика, и роковая страсть, и ужасающая мертвенность. Вариации на тему Корелли, начинаясь и завершаясь медленными пьесами, обладают интересной особенностью строения: между 13 и 14 вариациями неожиданно возникает Интермеццо, близкое по характеру скрипичным каденциям; оно звучит словно воспоминание о блестящем скрипаче прошлого. «Скрытая программность» сочинения усиливается, благодаря включению в цикл в завуалированном виде мотива средневекового гимна «Dies irae», подчеркивающего таинственность произведения и придающего ему особую сумрачность.

Сезар Франк – известный французский композитор, педагог и органист бельгийского происхождения, представитель романтического направления, основное наследие которого связано с инструментальной музыкой – симфониями, симфоническими поэмами, сочинениями для различных составов, органными произведениями. Ромен Роллан говорил о композиторе: «этому неземному Франку, этому святому от музыки удалось пронести через жизнь, полную лишений и всеми презираемого труда, немеркнущую ясность терпеливой души, и отсюда – та смиренная улыбка, что осеняла светом добра его творчество». В 1886 году Франк создает четырехчастную Скрипичную сонату, рассматривая ее в качестве свадебного подарка великому скрипачу Эжену Изаи, — сочинение, в полной мере отражающее характер музыки композитора. Соната стала одним из самых популярных произведений Франка. Выразительное начало первой части (Allegretto ben moderato), предвосхищающее будущие импрессионистские открытия Клода Дебюсси, поражает непривычной для первых частей лиричностью, мягкостью звучания. Драматический элемент возникает во второй части (Allegro), восходящий в кульминационных эпизод до высот подлинного трагизма. Третья часть (композитор определил ее как «Recitativo-Fantasia: Ben moderato») действительно представляет собой развернутую пьесу фантазийного характера, где значительное место отводится импровизационности в партиях обоих инструментов. Смысловым лирическим итогом Сонаты становится финал (Allegretto poco mosso), написанный в форме рондо. Простая основная тема, близкая по характеру народной песне, проводится то у одного, то у другого инструмента, демонстрируя внутреннее богатство и многогранность напева. Виртуозность обеих партий Сонаты, их равнозначность в передаче образного строя сочинения определяют слитность инструментального дуэта. В сегодняшнем концерте солирующая партия будет исполняться виолончелью.

В 1920 году И. Ф. Стравинский создает «Пульчинеллу» – одноактный балет с пением, используя при этом музыку итальянского композитора XVIII века Дж. Перголези и его современников. Балет «Пульчинелла» стал первым опытом Стравинского в стиле неоклассицизма. Здесь композитор переосмысливает традиционные жанры и стилевые черты итальянского классицизма, трактуя их с точки зрения композитора ХХ века. Либретто по мотивам неаполитанской сказки было выполнено известным балетмейстером Л. Мясиным, оформлял спектакль П. Пикассо. В 1932 году композитор в сотрудничестве с выдающимся виолончелистом Григорием Пятигорским создал на основе балета концертное сочинение для виолончели и фортепиано, назвав его «Итальянская сюита». В него вошли пять самых красочных эпизодов балета: 1. театрально-яркая Интродукция, 2. Задумчивая, лирическая Серенада, 3. пародийно-гротескная Ария, 4. бойкая Тарантелла, 5. стилизованный Менуэт и феерический Финал. Стравинский использовал все художественные и технические возможности виолончели как солирующего инструмента, во многом придав его звучанию яркую театральность.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин