А. Глазунов (1865-1936) Песнь менестреля для виолончели с оркестром.
А. Глазунов Концерт - баллада для виолончели с оркестром.
Сергей Антонов (виолончель)
II отделение
Р. Шуман (1810-1856) Концерт для фортепиано с оркестром.
Солист лауреат международных конкурсовАлександр Мельников (фортепиано)
Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер Заурбек Гугкаев
О программе концерта
Александр Константинович Глазунов сравнительно редко создавал произведения для виолончели, но в каждом случае под его пером рождалось сочинение удивительное, непохожее на другие его опусы. Включенные в сегодняшнюю программу виолончельные произведения создавались композитором в разные годы: «Песнь менестреля» (1900) была написана в период расцвета творчества композитора, Концерт-баллада (1931) стал одним из последних, завершающих сочинений, написанных в период жизни его за границей.
Образы менестрелей и трубадуров – поэтов и музыкантов, профессиональных певцов эпохи Средневековья и раннего Возрождения – не раз возникают в сочинениях Глазунова. Они присутствуют в балете «Раймонда» (1897), в сюите «Из Средних веков» (1902), где одна из частей носит название «Песнь трубадура». Замечательная лирико-драматическая миниатюра «Песнь менестреля» раскрывает мягкий, ненавязчивый образ странствующего музыканта, созданный его собратом-композитором несколько столетий спустя. Пьеса была посвящена Александру Вержбиловичу – выдающемуся исполнителю, выпускнику, а затем профессору Петербургской консерватории. Одной из важнейших черт исполнительского стиля Вержбиловича считалось уникальное мастерство инструментальной кантилены, что блестяще проявлялось при исполнении им «Песни менестреля».
Концерт-баллада А.К. Глазунова принадлежит к числу необычных образцов концертного жанра в мировой музыкальной литературе. Написанный в период активных поисков многими европейскими композиторами новых средств музыкальной выразительности, он возвращал современного слушателя во времена далекого прошлого. «Балладность», то есть желание рассказывать о давно прошедших событиях, избегая их прямого драматического показа, обусловила одночастность строения Концерта, его общий повествовательный тон от лица «рассказчика». Поразительно и преобладание одной тональности – До мажора; он господствует на протяжении всего сочинения, лишь в отдельных эпизодах «расцвечиваясь» введением иных тональных оттенков.
Одночастность Концерта-баллады, в целом написанного в сонатной форме, не исключает его внутренней цикличности: эпизод в разработке соответствует медленной части (он отмечен авторской ремаркой «quasi ballata» – «почти баллада»), реприза близка по характеру обычной быстрой финальной части. Эпический оттенок темы главной партии, лирико-поэмный – темы побочной партии активно преобразуются на протяжении сочинения, достигая наивысшего накала в разработке. Композитор вводит две сольные виолончельные каденции, передающие взволнованную речь «рассказчика». Концерт-баллада посвящен выдающемуся испанскому виолончелисту ХХ века Пабло Казальсу, который должен был первым исполнить это сочинение. На Родине композитора произведение впервые прозвучало в концертном исполнении Мстислава Ростроповича и Евгения Светланова лишь в сезоне 1963-1964 годов.
Фортепианный концерт ля минор (1841-1845) крупнейшего немецкого композитора Роберта Шумана по праву считается одним из самых значительных в этом жанре в музыке Германии того времени. Композитор задумал сочинение, по его словам, «как нечто среднее между симфонией, фантазией и концертом». Работа над Концертом проходила в два этапа. В 1841 году Шуман создал Фантазию для фортепиано с оркестром, позднее она стала первой частью Концерта (Allegro affettuoso). В 1845 году он пишет вторую (Intermezzo. Andantino grazioso) и третью части (Allegro vivace), завершая, таким образом, полный цикл.
Сочинение являет собой яркий образец романтического инструментального концерта. Это проявляется в соотношении частей, где крайние, напряженно-драматические, виртуозные, многоплановые части разделяются лирическим Интермеццо, близким по настроению многим шумановским фортепианным пьесам. Через все части проходят интонации основной темы – главной партии первой части, олицетворяющей собой образ одинокого романтического героя. Сдержанная, почти аскетичная в начале, тема обретает в дальнейшем различные облики, представая то как мечтательно-трогательная, то как обречённо-трагическая. Композитор достигает поразительного равновесия в соотношении фортепианной и оркестровой партии, и в этом сказалось его замечательное мастерство автора фортепианной и симфонической музыки. Столкновение двух начал – сольного (как символа героя) и симфонического (как символа толпы) рождает произведение, определяющее развитие жанра инструментального концерта в последующем. Шуман посвящает сочинение Фердинанду Гиллеру – известному пианисту, композитору, дирижеру, стоявшему во главе оркестра во время премьеры Концерта 1 января 1846 года. Партия рояля была предназначена, конечно же, Кларе Шуман – известной пианистке и супруге великого музыканта.
Профессор З.М. Гусейнова
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Академической Капеллы
- Алексеевского дворца
- в Билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
- В интернет-кассе KASSIR.RU
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин