14
октября
Пятница
18:30
2016
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Самара, ул. Фрунзе, 141
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7(846)207-07-13 +7(846)207-07-14
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

К.М. Вебер (1786-1826) Увертюра "Оберон" J.306

Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии

А. Эшпай (1925-2015) Концерт для гобоя с оркестром

Солист – лауреат международных конкурсов
Алексей Савинков (гобой)

В. А. Моцарт (1756-1791) Концерт №2 для флейты с оркестром ре мажор KV314

Солистка – лауреат международных конкурсов
Екатерина Суханова (флейта)
II отделение

И. Брамс (1833-1897) Концерт №1 для фортепиано с оркестром ре минор ор.15

Солистка – лауреат международных конкурсов
Екатерина Курдюкова (фортепиано)

Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии

Дирижер – Народный артист России Михаил Щербаков

IN ENGLISH

О программе концерта

Выдающийся немецкий композитор Карл-Мария фон Вебер считается основоположником национальной романтической оперы. Лучшее из созданных им сочинений - опера «Вольный стрелок» (1821) определила пути, по котором шло развитие музыкального театра Германии в XIX веке. Последняя опера «Оберон» была написана по заказу Лондонского театра Ковент-Гарден незадолго до кончины композитора, и в основу ее были положены произведения В. Шекспира «Буря» и «Сон в летнюю ночь». Увертюра была заключительным из созданных автором номеров этой оперы. По замыслу композитора она должна была раскрыть основные образы и передать мелькающие словно в калейдоскопе события: мы слышим в увертюре таинственный рог Оберона, здесь порхают эльфы; музыка раскрывает перед нами торжественное шествие рыцарей и придворных дам. Главные герои оперы - Гюон и Реция - убегают из дворца на волю, и композитор мастерски раскрывает волнение и радость молодой пары. Лирическим центром увертюры становятся две певучие мелодии, рисующие облик главных героев. Вдохновенная, выразительная, прекрасно оркестрованная увертюра давно стала самостоятельным произведением, ярким образцом программного симфонизма.
Известный российский композитор и педагог ХХ века Андрей Яковлевич Эшпай работал практически во всех музыкальных жанрах. Массовому слушателю известна его музыка к кинофильмам «Адьютант его превосходительства», «Приходите завтра», «Майор Вихрь» и многим другим, профессионалы ценят его симфонические и концертные сочинения, отличающиеся современностью звучания, богатством инструментальных красок, превосходным владением музыкальной формой. Концерты композитора (он создавал сочинения практически для всех «сольных» инструментов) открыли новую страницу в истории жанра в ХХ веке, обогатив традиционный концерт новыми элементами, идущими от кинематографической действенности, живописной красочности, совершенной архитектоники. Эти черты в полной мере проявляются в Концерте для гобоя с оркестром (1982), посвященном его непревзойденному исполнителю А. Любимову. Концерт написан в свободной одночастной форме, близкой к поэме, где отчетливо обозначается контраст между активными крайними разделами и лирическим центром. В сочинении композитор создает равно виртуозные партии солиста и оркестра, построенные на соединении классических и фольклорных мелодий, обогащенных импровизационно–джазовыми элементами, а также свободной ритмо–пластике и игре инструментальных тембров.
Вольфганг Амадей Моцарт – один из самых блистательных композиторов мирового музыкального искусства, представитель венской классической школы, творчество которого определило пути развития музыки на все последующие времена. Моцарт работал во всех музыкальных жанрах, в каждом из них достигнув небывалых высот. Он выступил, среди прочего, и как создатель классической формы концерта для солирующего инструмента с оркестром, написав множество сочинений для разных инструментов, отразивших блестящее мастерство Моцарта-симфониста и раскрывших художественные и технические возможности инструмента.
Моцарту, наряду с И. Гайдном, сужено было сыграть особую роль в развитии флейты как солирующего инструмента, хотя отношения с этим инструментом складывались не просто. Долгое время Моцарт утверждал, что не любит флейту, считая, что ее интонация не будет точной, что у нее недостаточно возможностей, чтобы раскрыть художественный замысел произведения. Однако, созданные им же сочинения убедительно опровергают подобный взгляд: произведения уже при жизни композитора входили в репертуар исполнителей и сохраняют свое значение поныне. Свой Концерт для флейты с оркестром № 2 Ре мажор Моцарт написал в 1778 году, сохранив традиционную трехчастную форму с соотношением частей по принципу образного и темпового контраста (I. Allegro aperto. II. Adagio non troppo. III. Rondo. Allegretto). Как всегда, Моцарт достигает художественного равновесия в соотношении сольной и оркестровой партий, поручая флейте чарующее, «волшебное» звучание и дополняя ее выразительной партией оркестра.
Концерт для фортепиано № 1 ре-минор, ор. 15 был написан немецким композитором Иоганнесом Брамсом в 1858 году. Выступая как наследник и продолжатель великих традиций Л. ван Бетховена и Р. Шумана, Брамс в своем сочинении, с одной стороны, сохраняет классические принципы драматургии трехчастного концертного цикла, с другой же привносит новые черты в его трактовку. В сочинении композитор, несмотря на молодость (Брамсу было всего 25 лет), уже предстает зрелым мастером со сложившимся стилем. Произведение сначала задумывалось им как первая симфония, затем композитор переосмыслил его как сонату для двух фортепиано, но лишь последняя – концертная – версия показалась ему наиболее точно отражающей замысел. Масштабная первая часть Maestoso, отличающаяся характерной для композитора мужественностью, мощью звучания сменяется лирическим Adagio второй части очень сдержанного, затаенного склада. Финальное Rondo Allegro non troppo перекликается по характеру с финалами концертов Бетховена и достойно завершает цикл.
Опыт первоначальной работы Брамса над сочинением как симфонией, а затем сонатой отразился на общей концепции сочинения: выверенное соотношение партий солиста и оркестра, значительность его роли, богатая техническая и звуковая палитра сыграли свою роль. Произведение, утверждая новый тип «концерта-симфонии», раскрывает многоплановую картину человеческого существования – мужественного, сильного, мудрого и великодушного.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин