СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН 1 отделение
ссылка доступна с 25 декабря 19.00 МСК
И.С. Бах (1685-1750).
Чакона из Партиты №2 ре минор для скрипки соло BWV 1004
Н. Паганини (1782-1840).Каприсы для скрипки соло ор.1
№17 ми-бемоль мажор - №24 ля минор
И. Фролов (1937-2013).
Соната-фантазия «Памяти Д. Ойстраха» для скрипки соло
Я. Сибелиус (1865-1957). – К. Экман (1869-1947)
Юмореска ми-бемоль мажор для скрипки с оркестром op.89 №3
(переложение для скрипки и фортепиано)
Юмореска ре мажор для скрипки с оркестром op.87 №2
(переложение для скрипки и фортепиано)
М. Вайнберг (1919-1996).
«Молдавская рапсодия» для скрипки и фортепиано op.47№3 (1951)
СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН 2 отделение
ссылка доступна с 25 декабря 20.00 МСК
Я. Сибелиус (1865-1957).
Сувенир для скрипки и фортепиано op.79 №1
Эпилог для скрипки и фортепиано op.2 №2
П. Чайковский (1840-1893).
Размышление op.42 №1
Вальс-скерцо для скрипки и фортепиано op.34
Мелодия op.42№3
Ф.Ваксман (1906-1967).
«Кармен-фантазия» для скрипки и фортепиано (1946)
Равиль Ислямов (скрипка)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Алексей Вакер
КОНЦЕРТ СОСТОЯЛСЯ 14 ОКТЯБРЯ 2020
ТРАНСЛИРУЕТСЯ В ЗАПИСИ
СолистыОНЛАЙН-КОНЦЕРТ (« подробнее)
О программе концерта
Чакона, характерная для инструментальной музыки эпохи барокко, представляет собой полифонические вариации на тему, повторяющуюся в басу, верхние голоса при этом разнообразно варьируются. Очень быстро чакона стала составной частью инструментальных циклов, к ней обращался И.С. Бах, включая ее в свои сочинения. Самую большую известность приобрела Чакона из его Партиты № 2 для скрипки соло, отличающаяся особой трагичностью и драматической глубиной. Ее звучание поражало воображение многих музыкантов и поэтов, ее отмечала в своих стихах Анна Ахматова, в том числе в стихотворении «Сон», созданном в 1956 году:
А мне в ту ночь приснился твой приезд,
Он был во всем... И в баховской Чаконе,
И в розах, что напрасно расцвели...
К жанру каприса («каприччи» — от итальянского capricci) выдающийся виртуоз Никколо Паганини обращается в 1801-1802 годах, сделав его одним из самых известных в скрипичном репертуаре. Созданные композитором 24 каприса для скрипки соло и в наши дни остаются образцом высшей виртуозности, заложившим основы нового, романтического исполнительского стиля. В них ярко проявились черты «дьявольского» искусства выдающегося мастера. 24 каприса были единственными скрипичными сочинениями, изданными при жизни автора, все остальные увидели свет только после его смерти.
Прообразом каприсов стал сборник концертов «Искусство скрипки» итальянского скрипача Пьетро Локателли, в котором внимание Паганини привлекли «Каприсы» — своеобразные виртуозные каденции для скрипки соло, написанные к первым и третьим частям каждого концерта. В них Локателли снял многие ограничения исполнительских позиций, дав тем самым возможность виртуозу проявить свое техническое мастерство. Эти принципы и продолжил Паганини, вырабатывая собственный исполнительский стиль и развивая оригинальные технические приемы. В сегодняшнем концерте прозвучит энергичный, наполненный активными ритмами Каприс № 17 и один из самых известных Каприс № 24. Данная пьеса построена как тема с 11 вариациями, завершающимися финалом. Каприс считается одним из самых трудных сочинений скрипичного репертуара, требующих от исполнителя владения многими техническими приемами. И сам Каприс, и его основная тема в дальнейшем подвергались многочисленным обработкам, вдохновляя Ф. Листа, И. Брамса, С. В. Рахманинова и других композиторов на создание собственных сочинений на тему Паганини.
Игорь Александрович Фролов — известный российский скрипач, ученик Д. Ф. Ойстраха, лауреат многих Международных конкурсов, профессор Московской консерватории. Он известен как автор сочинений для скрипки, в том числе – Концертной фантазии на темы оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс», Скерцо–аффанато, Дивертисмента и др. Особую известность получила написанная в 2004 году свободная по форме, виртуозная Соната-фантазия «Памяти Д. Ф. Ойстраха» для скрипки соло, связанная с именем учителя. Она была выдвинута для обязательного исполнения на II туре конкурса скрипачей XIII Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
Выдающему финскому композитору Яну Сибелиусу удалось сделать то же, что в свое время сделал для Норвегии Эдвард Григ — включить Финляндию в число ведущих музыкальных держав Европы. Соотечественник композитора критик К. Флодин писал: «Ян Сибелиус принадлежит к тем нашим композиторам, кто наиболее правдиво и без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа». Все многочисленные произведения композитора разных жанров раскрывают образы родной природы, события истории и национальный характер. Я. Сибелиусом создано семь симфоний, симфоническая поэма «Финляндия», четыре легенды для симфонического оркестра по мотивам финского народного эпоса «Калевала», симфоническая картина «Весенняя песнь» и многое другое. Мировую известность получил «Грустный вальс» из музыки к драме Ярнефельта «Куолема» и Концерт для скрипки. Я. Сибелиус прекрасно владел этим инструментом, и создал для него ряд замечательных сочинений; четыре пьесы включены в программу концерта. К жанру юморески композитор обращался неоднократно, написав в 1917 году «Две юморески» ор. 87 и «Четыре юморески» ор. 89. Две пьесы из этих циклов представляют собой яркие миниатюры. Конечно, в пьесах обозначено шутливое, подчас гротескное звучание, но в целом они воспринимаются как сдержанная, холодноватая улыбка северянина. В программу включены также миниатюры «Сувенир» из цикла «Шесть пьес для скрипки и фортепиано» ор. 79 (1915–1917) и «Эпилог» из раннего цикла «Две пьесы для скрипки и фортепиано» ор. 2 (1888)
Вайнберг Моисей (Мечислав) Самуилович – известный советский композитор, родившийся в Варшаве и в 1939 году эмигрировавший в СССР. В 1941 году он закончил Минскую консерваторию, с 1943 году жил и работал в Москве. Ему принадлежат 26 симфоний, 12 струнных квартетов, семь опер, в числе которых – «Пассажирка» (1968), «Любовь Д’Артаньяна» (1971), «Идиот» (1985), а также балет «Золотой ключик» (1962). М. С. Вайнберг известен как автор музыки ко многим кинофильмам (в частности, «Летят журавли») и мультипликационным фильмам (в том числе – «Винни-Пуху»). «Молдавскую рапсодию» для скрипки с оркестром композитор создает в 1949 году. Свободная фантазия на фольклорные темы приобретает у композитора черты образно-контрастной композиции, где представлены глубокое раздумье, лирическое признание, искрометная пляска.
Три скрипичные пьесы П.И. Чайковского – «Вальс-скерцо» (ор. 34), «Размышление» и «Мелодия» из цикла «Воспоминание о дорогом месте» (ор.42 № 1 и № 2) создавались в один период. Блестящая концертная пьеса «Вальс-скерцо» была написана в 1877 году. Композитор посвятил ее своему ученику по консерватории скрипачу Иозефу Котеку. Яркий тематизм, виртуозная техника, бравурные пассажи, требующие от солиста блестящего владения инструментом – и при этом яркая образность, идущая от излюбленного композитором жанра вальса — все эти черты проявляются в пьесе.
«Размышление» — первая в цикле из трёх пьес для скрипки и фортепиано «Воспоминание о дорогом месте» ор.42, написанном летом 1878 года. «Дорогим местом» для композитора стало Браилово — украинское имение Надежды Филаретовны фон Мекк, где гостил Чайковский. «Размышление» («Meditation») первоначально предназначалась композитором в качестве второй части Скрипичного концерта, позднее замененной «Канцонеттой». Элегичность высказывания, благородство звучания, отличающее медленные пьесы Чайковского, проявляются и здесь, в полной мере раскрывая программный замысел автора. «Мелодия» — мягкая лирическая миниатюра, построенная на выразительной, бесконечно льющейся мелодии, передает богатые оттенки возвышенного чувства. Д. Д. Шостакович отмечал: «Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие».
Написанная в 1874 году опера Жоржа Бизе «Кармен» до наших дней остается одним из самых исполняемых сочинений мирового музыкального репертуара. Сильные человеческие характеры, неистовые страсти, увлекательная интрига, блистательная музыка и щедрость выразительных мелодий притягивают музыкантов, создающих на основе оперы многочисленные сюиты, фантазии, аранжировки. К их числу относится американский композитор и дирижер польского происхождения Франц Ваксман, автор Фантазии на темы из оперы, куда введены все основные мелодии — хабанера и сегидилья Кармен, куплеты Эскамильо и другие яркие темы.
Профессор З.М. Гусейнова
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин