15
мая
Среда
19:00
2024
Стоимость билетов:
500-700 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
Три века сонаты
I отделение

Л. Боккерини (1743-1805).
Соната №6 для виолончели и фортепиано ля мажор G.4

Д. Шостакович (1906-1975).
Соната для виолончели и фортепиано ре минор op.40

Ж. Дюкро (р.1974).
«Encore» для виолончели и фортепиано ре мажор (2000)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Богдан Ефремов (виолончель)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Глеб-Иосиф Романчукевич (фортепиано)
II отделение

Ф. Шуберт (1797-1828).
Соната №20 для фортепиано ля мажор D.959

П. Чайковский (1840-1893).
«Воспоминание о Гапсале» цикл пьес для фортепиано ор.2
№2. Скерцо фа мажор
№3. Песня без слов фа мажор

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Глеб-Иосиф Романчукевич (фортепиано)

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

В творчестве известного итальянского композитора XVIII века Луиджи Боккерини виолончель играла особую роль: уже с 13 лет музыкант выступал с сольными концертами, заслужив славу выдающегося виолончелиста-виртуоза. Впоследствии, став авторитетным композитором, автором многих произведений в различных жанрах (сохранились его оратории, кантаты, мессы, оперы), он постоянно обращался к любимому инструменту, написав для него ряд ярких сочинений, входящих в репертуар исполнителей и в наши дни. Представитель итальянской инструментальной школы, Боккерини неизменно сохранял ее черты, в первую очередь, особенности «галантного стиля». Его Соната для виолончели и фортепиано ля мажор, входящая в состав сборника из 6 сонат, представляет собой образец раннего сочинения этого жанра. Три части соотносятся между собой по принципу «медленно-быстро-медленно». Выразительная первая часть (Adagio) c характерными инструментальными украшениями сменяется активной второй частью (Allegro), завершаясь финалом (Affettuoso). В сегодняшнем концерте будут исполнены две первые части сочинения.
 
В середине 1930-х годов Д.Д. Шостакович активно работает в области инструментальной музыки, создавая сочинения разных жанров, каждое из которых открывает новые грани его удивительного таланта. Среди произведений выделяется его Соната для виолончели и фортепиано ор. 40, созданная в 1934 году, любимая не только исполнителями и слушателями, но и отмечаемая самим композитором, как один из лучших его камерно-инструментальных опусов. По традиции тех лет Шостакович опубликовал в одном из номеров «Красной газеты» за 1934 год свой «Творческий отчет», в котором писал о новом сочинении: «В отношении “чистоты языка” мне представляется некоторым достижением виолончельная соната. Надо категорически провести грань между простотой и упрощенчеством. Нечего греха таить — иной раз понятие простоты подменяется упрощенчеством. Музыкальный язык приобретает ясность и выразительность не только в силу необыкновенной “благозвучности” сочетаний, но прежде всего оттого, что автор данного произведения отчетливо и глубоко ставит перед собой идейные и эмоциональные задачи».
«Классичность», «благозвучие», «ясность музыкального языка» действительно стали отличительными чертами Виолончельной сонаты, единственной в творчестве композитора. Четырехчастный, близкий к романтическому, цикл (1. Allegro non troppo. 2. Allegro. 3. Largo. 4. Allegro) раскрывает сугубо личные, почти исповедальные настроения автора в разных их проявлениях — от сосредоточенного размышления до шутливости и непосредственности. Соната очень богата яркими, выразительными мелодиями, которые обращают на себя внимание в каждой из частей, а прекрасная тема побочной партии в первой части вообще считается одной из самых красивых лирических мелодий Шостаковича. Светлая по настроению, лишенная трагичных оттенков, Соната словно раскрывает истинный облик 28-летнего композитора. Свое сочинение Шостакович посвящает известному виолончелисту Виктору Львовичу Кубацкому (1891-1970), впервые исполнившему Сонату вместе с автором в 1934 году в Ленинграде.
 
Жером Дюкро принадлежит к группе блестящих современных французских композиторов и пианистов. Выпускник Парижской консерватории, он является лауреатом ряда престижных международных конкурсов, гастролирует по всему миру в качестве солиста. Автор многих инструментальных произведений, Ж. Дюкро выступил как создатель получивших широкую известность произведений для виолончели – отдельных пьес, инструментальных ансамблей, в том числе трио для двух виолончелей и фортепиано и др. Концертная пьеса «Encore» Вновь»), созданная в 2000 году, стала одной из самых популярных в репертуаре современных исполнителей. Яркая виртуозная пьеса построена на противопоставлении крайних разделов, в своем стремительном движении воспринимающихся как perpetuum mobile, и выразительной певучей средней части. Подчеркнуто романтическая трактовка виолончели, расширяющая технические возможности инструмента и демонстрирующая богатство ее тембра, соединенная с насыщенной фортепианной партией, дают возможность исполнителям продемонстрировать возможности дуэта. Свое сочинение композитор посвятил французскому виолончелисту Жерому Перно (род. в 1972 году).
 
Всемирную славу Францу Шуберту — великому австрийскому композитору, одному из основоположников романтизма в музыке, принесли, хотя и после его смерти созданные им около 600 вокальных композиций и симфонии (в их числе — знаменитая «Неоконченная»). Но не меньшее значение для европейского искусства имеет и фортепианное наследие, в котором выделяются Три последние сонаты (в каталоге сочинений композитора они значатся под номерами D. 958–D. 960), созданные в последние месяцы жизни Шуберта. В них часто даже видят некую трилогию, сродни трем последним симфониям В. А. Моцарта. Из трех опусов четырехчастная Соната ля мажор (1. Allegro. 2. Andantino. 3. Scherzo. Allegro vivace. 4. Rondo. Allegretto) наименее известна, но именно в ней  отчетливо проявляется новаторство стиля Шуберта, мистическая загадочность его предсмертных сочинений. Большую роль в Сонате играет главная партия первой части – величественная в начале и словно истаивающая в репризе. Вторая часть привносит в звучание скорбный, эмоционально глубокий оттенок. Контрастом ему выступает изящное, мечтательное Скерцо. Финальное Рондо, построенное на одной из собственных ранних тем, лирична в своей основе, в ней слышны отголоски песен композитора. Роберт Шуман, в статье, посвященной последним сонатам Шуберта, писал о финале: «заканчивает он бодро, легко и приветливо, словно зав­тра же сможет начать все снова. Но судьба решила иначе. Со спокойным взором мог он встретить последнее мгновенье».
 
Основную часть фортепианного наследия П.И. Чайковского составляют небольшие пьесы, часто объединенные в программные циклы. К ним относится и «Воспоминание о Гапсале», созданный в 1867 году после пребывания музыканта в старинном эстонском городе Haapsalu. Цикл включает три пьесы – «Развалины замка», «Скерцо», «Песня без слов». Из них первая и третья действительно сочинены в Гапсале, Скерцо же было написано Чайковским еще в консерваторские годы. Эти ранние пьесы уже содержат особенности будущего фортепианного стиля композитора – жанровое разнообразие, главенство песенного начала, богатство фактуры. Цикл посвящен приятельнице композитора В.В. Давыдовой (1843-1923), которая также отдыхала в Гапсале.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин