16
июня
Среда
19:00
2021
Стоимость билетов:
350-400 руб
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт

С.Меркаданте (1795-1870).
Концерт №2 для флейты с оркестром ми минор op. 57

Солист – лауреат международных конкурсов
Петр Худоногов (флейта)

Р. Шуман (1810-1856).
Концерт для виолончели с оркестром ля минор op.129 

Солист – лауреат IV Всероссийского конкурса
Максим Акчурин (виолончель)
II отделение

С. Прокофьев (1891-1953).
Концерт №3 для фортепиано с оркестром до мажор ор.26 

Солистка – лауреат международных конкурсов
Анастасия Ключерёва (фортепиано)

Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

Саверио Меркаданте был одним из самых известных композиторов Италии своего времени. Воспитанник Неаполитанской консерватории, а позднее ее директор, С. Меркаданте многое сделал для музыкального искусства своей страны. Его карьера композитора была чрезвычайно успешной. Созданные им оперы «Мария Стюарт, королева Шотландии», «Сципион в Картахене» и другие (всего около 60 опер) ставились на сценах европейских стран, оказав влияние на многих современных музыкантов, а духовные и инструментальные произведения — мессы, симфонии, фантазии, концерты входили в постоянный репертуар исполнителей. С. Меркаданте продолжал интенсивно работать даже после того, как в результате болезни в 1862 году потерял зрение, и произведения записывались под его диктовку. Среди инструментальных сочинений композитора выделяются два концерта для флейты с оркестром – фа минор и ми минор; особое значение приобрел второй из них. Концерт ми минор сохранил основные стилевые черты итальянской инструментальной музыки первой половины XIX века с опорой на прекрасную национальную мелодику и выразительным звучанием камерного оркестра. Традиционная трехчастность в Концерте приобретает новые черты. Первая часть (Allegro maestoso) создает особое, торжественно-приподнятое звучание, вторая (Largo) — совсем короткая — выполняет роль небольшой лирической связки. Третья часть (Rondo Russo. Allegro vivace scherzando), завоевавшая особую популярность у исполнителей и слушателей, представляет собой прекрасный образец итальянской инструментальной пьесы с ее неповторимым национальным колоритом. Композитор вводит в Концерт в партиях солиста-виртуоза и оркестра новые инструментальные краски способствующие созданию выразительного лирического музыкального звучания.
 
Среди последних опусов немецкого композитора-романтика Роберта Шумана особенно выделяется Концерт для виолончели с оркестром ля минор, завершенный в 1851 году. Сочинение считается одним из высочайших достижений романтического виолончельного искусства, в котором соединены выразительный мелодизм, архитектоническая стройность, яркость образного решения. Три части Концерта связаны близкими интонациями, что рождает ощущение слитности, спаянности, одночастности масштабного Концерта, тем более, что все его части исполняются без перерыва. Шуман называл сочинение «концертштюк», подчеркивая его одночастность и роль виртуозного начала. Первая часть Концерта (Nicht zu schnell – Не очень быстро) начинается с очень краткого оркестрового вступления, вводящего в лирическую главную тему в партии солиста, словно определяющую весь характер части. Вторая часть (Langsam – Медленно) — небольшое лирическое интермеццо, связанное с образом супруги композитора Клары Шуман. Третья часть (Sehr lebhaft — Очень живо) представляет собой яркое рондо, завершающееся выразительной каденцией, утверждающей мажорное звучание.
 
Фортепианные концерты Сергея Прокофьева обозначили новою эпоху в развитии этого жанра. Каждое из пяти законченных сочинений композитора, созданных в разные годы, становилось событием в пианистическом искусстве ХХ столетия, хотя и не все они были приняты сразу. Но, завоевав признание, каждый из концертов входил в репертуар ведущих исполнителей мира. Так произошло и с Третьим концертом, созданном в 1921 году, когда композитор жил во Франции. Б.В. Асафьев писал, что в концерте «исключительно богатое дарование Прокофьева достигло той ступени развития и полноты выражения, на которой совмещаются неостывший пыл юношеского темперамента ... с наступающей мужественной зрелостью и мудростью».
Концерт написан как традиционный трехчастный цикл, где, однако, каждая из частей нарушает традицию. Начало первой части (Andante. Allegro) – возвышенное solo кларнета – затем резко переходит в динамичную, волевую главную тему, которая и определяет эмоциональный строй всей части. Вторая часть решена Прокофьевым как Тема с вариациями. В качестве темы композитор избирает галантный гавот – танец, который когда-то вошел в его Классическую симфонию. Мелодия в каждой из вариаций бесконечно меняется, приобретая разнообразное звучание: здесь слышны то саркастичные, то сказочные, то плясовые оттенки. И лишь в конце части тема возвращается в первоначальном виде. Финал (Allegro ma non troppo) по характеру близок Первой части. Его настроение перекликается со знаменитой «Скифской сюитой» композитора: та же дикая, необузданная сила и безграничная мощь, соседствующие с темпераментной лирикой.
Константин Бальмонт в 1922 году создал сонет «Третий концерт», передающий его ощущения от услышанного произведения Прокофьева:
 
Ликующий пожар багряного цветка,
Клавиатура снов играет огоньками,
Чтоб огненными вдруг запрыгать языками
Расплавленной руды взметенная река.
Мгновенья пляшут вальс. Ведут гавот века.
Внезапно дикий бык, опутанный врагами,
Все путы разорвал и стал, грозя рогами.
Но снова нежный звук зовет издалека.
Из малых раковин воздвигли замок дети,
Балкон опаловый оточен и красив.
Но, брызнув бешено, все разметал прилив.
Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете,
В тебе востосковал оркестр о звонком лете,
И в бубен Солнца бьет непобедимый Скиф.
 
Профессор З.М. Гусейнова
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин