300-350 рублей
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
В.А.Моцарт (1756-1791). Соната № 14 до минор KV457
Солист лауреат международных конкурсовНиколай Пестов (фортепиано)
Л. ван Бетховен (1770-1827). Соната №8 для фортепиано "Патетическая"
Солистка лауреат международных конкурсовАнна Грот (фортепиано)
Ф.Шопен (1810-1849). Ноктюрн до минор ор.48 №1
Ф.Шопен (1810-1849). Мазурка ля минор ор.17 №4
Владислав Федоров (фортепиано)
II отделение
П.Чайковский (1840-1893). "Думка" ор.59
Солистка лауреат международных конкурсовАнна Грот (фортепиано)
Ф.Лист (1811-1886). Мефисто - вальс
Солист лауреат международных конкурсовВладислав Федоров (фортепиано)
Ф.Лист (1811-1886). "Кампанелла"
Солистка лауреат международных конкурсовАнна Грот (фортепиано)
Ф.Лист (1811-1886). Венгерская Рапсодия № 12 до диез минор
Солист лауреат международных конкурсовНиколай Пестов (фортепиано)
Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.
О программе концерта
Святослав Теофилович Рихтер (1915-1997) — один из самых выдающихся пианистов ХХ века. С 1937 года он учился в Московской консерватории в классе Г. Г. Нейгауза. Будучи студентом, Рихтер начал активную концертную деятельность, принимал участие в исполнительских конкурсах. Д. Д. Шостакович говорил о нем как об "экстраординарном явлении". В 1960 году Рихтер выступил с концертами в Хельсинки, Чикаго и Нью-Йорке, сразу обозначив свой статус выдающегося пианиста-виртуоза мирового уровня, обладающего ярким исполнительским стилем и масштабным репертуаром, включавшим практически всю фортепианную литературу.
В 1989 году при участии Рихтера в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве стал проводиться фестиваль «Декабрьские вечера», в рамках которого осуществлялась мечта музыканта о синтезе искусств. Тонко чувствующий живопись и создававший прекрасные акварели, Рихтер в концертном зале Музея открывал новые возможности в передаче художественного и звукового пространства.
На протяжении жизни Рихтер много гастролировал в странах мира, но самым значительным своим турне считал концертную поездку по России в 1986 году, когда он, путешествуя на поезде от Москвы до Владивостока, давал по дороге концерты, даже в небольших городах. Последний раз на концертной эстраде Рихтер выступил в Любеке (Германия) в марте 1995 года.
О программе концерта
Фортепианные (клавирные) сочинения великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта составляют значительную часть его наследия. Хотя количество фортепианных сонат в целом невелико (всего 19), каждая из них до настоящего времени сохраняет свое значение как высочайшее творение человеческого духа. Среди сочинений выделяется Соната до минор, созданная в последний период творчества (в 1784 году) и ставшая высшим достижением композитора в жанре сонаты в целом. По содержанию она опережает свое время, предвещая в определенной мере патетические страницы сочинений Бетховена. Первая часть (Allegro molto), исполненная драматизма и вдохновения, по звучанию приближается к симфоническим Allegro Моцарта. Вторая, медленная часть сонаты (Adagio) – изысканная и утонченная, решена в стиле фортепианных фантазий композитора, в том числе и знаменитой Фантазии до минор. Завершает сонатный цикл масштабный финал сонаты (Molto allegro) – многотемный, драматичный, где действенным приемом в изложении музыкальной речи становятся ее внезапные перерывы – остановки, после которых следует динамичное продолжение.
Одно из самых известных своих фортепианных творений — Сонату № 8 до-минор для фортепиано Людвиг ван Бетховен закончил в 1799 году, назвав ее «Большая патетическая соната». Значительность и масштабность, свойственные в равной степени содержанию и форме сочинения, обусловили внимание к ней всех пианистов мира на протяжении двух столетий. По словам русского критика А. Д. Улыбышева, Патетическая соната — «шедевр с начала до конца; шедевр вкуса, мелодии и выражения». Бетховен посвятил Сонату князю Карлу фон Лихновскому — ученику Моцарта и своему покровителю. Первая часть (Grave. Allegro di molto e con brio) начинается медленным «патетическим» вступлением, обусловившим общий характер и название произведения. Следующее затем Allegro соединяет стремительность и драматизм темы главной партии и романтическое звучание побочной. Вторая часть (Adagio cantabile) — традиционный лирический центр — поражает удивительной певучестью, вплетаемой в хоральность фактурного изложения. Третья часть (Rondo, Allegro) привносит в общий характер сочинения новые оттенки: драматическое в целом звучание лишено патетики первой части, но сохраняет ее скрытую энергию и пафос.
Две пьесы Фредерика Шопена — Ноктюрн до минор и Мазурка ля минор — входят в число самых известных лирических миниатюр великого музыканта. Ноктюрн ор. 48 № 1 был создан в 1841 году и посвящен ученице композитора - «а Mademoiselle Laure Duperre». Он стал одним из самых необычных произведений в данном жанре: мягкая, лирическая «ночная песня» (так переводится слово «ноктюрн») уступает место медленному шествию, возникающему из-за введения в аккомпанементе с самого начала элемента маршеобразности. Рождающаяся на этом фоне тема – сначала кроткая, слабая, но постепенно приобретающая все более драматичный оттенок – придает всей пьесе характер, сильно отдаляющий ее от первоначального содержания; из салонной пьесы ноктюрн превращается в эмоционально насыщенную звуковую картину, трагичность и безысходность которой блистательно передана в завершающих тактах. К жанру мазурки Шопен обращался чаще всего, создав около 60-ти произведений; не случайно последним сочинением композитора стала именно мазурка. К тому же элементы этого польского танца часто проникают в другие сочинения Шопена, как бы «просвечивая» сквозь музыкальную ткань. Мазурка стала для композитора символом Родины, ее обобщенным образом. По сравнению с остальными сочинениям Шопена мазурки более скромны, в них почти нет виртуозного блеска, здесь на первый план выходит утонченность, одухотворенность, изящество.
Создание фортепианной «Думки» обусловлено в творчестве П. И. Чайковского (несмотря на название и тем более подзаголовок сочинения «Русская сельская сцена») заказом пьесы композитору в 1886 году парижского издателя Ф. Макара и посвящением ее французскому пианисту Антуану Франсуа Мармонтелю. Жанр думки, идущий от украинской народной песенности, связанной обычно с передачей горестных размышлений, под пером Чайковского обрел черты рапсодичности (не случайно композитор называл пьесу «рапсодией)» — свободной фантазии на разнохарактерные фольклорные темы.
Жанр рапсодии – музыкального произведения, написанного в свободной форме на фольклорные темы и построенного как чередование нескольких контрастных эпизодов, получил свое высшее выражение в творчестве выдающегося венгерского композитора, пианиста и дирижера Ференца Листа (1811-1886). 19 Венгерских рапсодий композитора ставили основной задачей передать красоту венгерских подлинных фольклорных тем. В одном из писем Ф. Лист писал о народных мелодиях: «Какой чудный, волшебный калейдоскоп из печали, обездоленности, душевной глубины, избытка чувств, задора, изящества, мечтательности, серьезности, кокетства, тоски и горя. Я и задался целью передать глубинную, проникновенную, величественную и свободную, устремленную ввысь поэзию нашей национальной музыки». Первая Венгерская рапсодия была создана им в 1851 году, последняя — в 1885.
Для Листа работа в жанре рапсодии была связана с желанием написать блестящую концертную фантазию для фортепиано. Стиль «вербункош», на который опирался композитор, предполагал создание сочинений в импровизационной манере, отражающих богатую ритмику и ладовое своеобразие народной музыки. Большинство рапсодий строится на сопоставлении двух контрастных элементов – медленного танца-шествия и темпераментного чардаша. Этот принцип блестяще проявляется в Рапсодии № 12 cis-moll. Она открывается медленным вступлением, торжественная тема которого будет многократно встречаться далее. Важную роль играет цыганская тема, переводящая звучание в сферу активного действия, то нарастающего в своей стремительности и виртуозном блеске, то сменяющегося мягкими, лирическими эпизодами. Лишь в конце возвращается начальное Адажио, словно обрамляющее сочинение. Свою Рапсодию Лист посвятил известному венгерскому скрипачу Йозефу Иоахиму.
«Кампанеллой» у Ференца Листа называют третий этюд из опуса «Шесть трансцендентных этюдов по Паганини», написанного в 1838-1840 годах. Лист восхищался игрой выдающегося итальянского виртуоза, открывшего новые горизонты романтического исполнительства. Трансцендентный — то есть недоступный познанию, непостижимый для человеческого разума — характеризует в данном случае высшую виртуозность. В цикле Листа каждый этюд, основанный на темах знаменитых каприсов Паганини, формирует новые критерии пианистического мастерства. «Кампанелла» (от итальянского campanella — колокольчик) Листа написана на тему финала Скрипичного концерта № 2 Н. Паганини, здесь средствами фортепиано он передает всю нежность и мощь оркестрового звучания.
Образы Мефистофеля и Фауста ярко представлены в творческом наследии Ференца Листа. Среди сочинений, посвященных этой теме, выделяются его «Фауст-симфония», Фортепианная соната си минор и три «Мефисто-вальса». Первый из них, написанный автором в 1860-х годах, первоначально создавался как оркестровая пьеса и образовывал вторую часть оркестрового диптиха «Два эпизода из “Фауста” Ленау» (Николаус Ленау – австрийский поэт-романтик первой половины XIX века). Первая часть — «Ночное шествие», не привлекла внимание слушателей, зато вторая часть «Танец в деревенском кабачке» («Мефисто-вальс») стала одним из самых известных в творчестве композитора, особенно в авторской фортепианной версии. В программе пьесы соединены два стихотворных фрагмента. Сначала слышен диалог Мефистофеля и Фауста у окна деревенского кабачка, где проходит веселая пирушка. Затем представлена сцена, где Фауст очарован местной девушкой. Мефистофель отбирает скрипку у деревенского музыканта, начинает играть — и все пускаются в пляс. Фауст, танцуя, увлекает за собой девушку. Звуки дьявольской скрипки преследуют их и в саду, и на лугу, и в лесу... Но музыка «Мефисто-вальса» не является иллюстрацией литературной программы, она рождается как самостоятельная, по театральному образная музыкальная сцена, способная передать не столько события, сколько их психологический и художественный смысл.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин