18
сентября
Среда
19:00
2024
Стоимость билетов:
350 - 400 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
концерт открытия сезона
I отделение

С. Прокофьев (1891-1953).
Гавот из «Классической симфонии» ор.25

С. Прокофьев (1891-1953).
Концерт №3 для фортепиано с оркестром до мажор op.26

Солист – лауреат международных конкурсов
Кирилл Роговой (фортепиано)
II отделение

М. Вайнберг (1919-1996).
Концерт №1 для флейты с оркестром op.75

Солист – лауреат международных конкурсов
Петр Худоногов (флейта)

К. Сен-Санс (1835-1921).
Концерт №1 для виолончели с оркестром ля минор op.33

Солист – лауреат всероссийских конкурсов
Адриан Маркевич (виолончель)

Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

Сергей Сергеевич Прокофьев начал работу над Симфонией № 1 в 1916 году, завершив работу 10 сентября 1917 года. Симфония была впервые исполнена 21 апреля 1918 года в Петрограде, где в качестве дирижёра выступил сам композитор. Симфонию можно считать одним из первых неоклассицистских произведений: она во многом воспроизводит стиль сочинений Й. Гайдна, хотя структура симфонии и не соответствует композиции гайдновской эпохи. Симфония состоит из четырех частей (AllegroLarghetto - Gavotta. Non troppo allegro - Finale. Molto vivace). Композитор использовал здесь гайдновский состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры и струнные. Прокофьев писал: «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма, и в то же время воспринял бы кое-что от нового. Такую симфонию мне и захотелось сочинить, симфонию в классическом стиле». Но композитор не стремился точно воссоздать стиль гайдновской эпохи. Конечно, в музыке представлены основные черты классицизма, но переданы они композитором ХХ века с использованием современных ему музыкальных средств. Например, 3-я часть симфонии Прокофьева – это старинный танец Гавот (с трио в качестве средней части), в то время как у композиторов гайдновской эпохи здесь был Менуэт. Наряду с классицистскими чертами в симфонии Прокофьева четко представлены черты музыки ХХ века. Свое произведение композитор посвятил известному музыковеду и композитору Б. В. Асафьеву.
 
Фортепианные концерты С. С. Прокофьева обозначили новою эпоху в развитии этого жанра. Каждое из пяти законченных сочинений композитора, созданных в разные годы, становилось событием в пианистическом искусстве ХХ столетия, хотя и не все они были приняты сразу. Но, завоевав признание, каждый из концертов входил в репертуар ведущих исполнителей мира. Так произошло и с Третьим концертом, созданном в 1921 году, когда композитор жил во Франции. Б.В. Асафьев писал, что в концерте «исключительно богатое дарование Прокофьева достигло той ступени развития и полноты выражения, на которой совмещаются неостывший пыл юношеского темперамента ... с наступающей мужественной зрелостью и мудростью».
Концерт написан как традиционный трехчастный цикл, где, однако, каждая из частей нарушает традицию. Начало первой части (Andante-Allegro) – возвышенное solo кларнета – затем резко переходит в динамичную, волевую главную тему, которая и определяет эмоциональный строй всей части. Вторая часть решена Прокофьевым как Тема с вариациями. В качестве темы композитор избирает галантный гавот – танец, который когда-то вошел в его Классическую симфонию. Тема в каждой из вариаций бесконечно меняется, приобретая разнообразное звучание: здесь слышны то саркастичные, то сказочные, то плясовые оттенки. И лишь в конце части тема возвращается в первоначальном виде. Финал (Allegro ma non troppo) по характеру близок Первой части. Его настроение перекликается со знаменитой «Скифской сюитой» композитора: та же дикая, необузданная сила и безграничная мощь, соседствующие с темпераментной лирикой.
Константин Бальмонт в 1922 году создал сонет «Третий концерт», передающий его ощущения от услышанного произведения Прокофьева:
Ликующий пожар багряного цветка,
Клавиатура снов играет огоньками,
Чтоб огненными вдруг запрыгать языками
Расплавленной руды взметенная река.
Мгновенья пляшут вальс. Ведут гавот века.
Внезапно дикий бык, опутанный врагами,
Все путы разорвал и стал, грозя рогами.
Но снова нежный звук зовет издалека.
Из малых раковин воздвигли замок дети,
Балкон опаловый оточен и красив.
Но, брызнув бешено, все разметал прилив.
Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете,
В тебе востосковал оркестр о звонком лете,
И в бубен Солнца бьет непобедимый Скиф.
 
Насыщенное и жанрово многообразное творчество композитора Мечислава (Моисея) Самуиловича Вайнберга стало заметным явлением в отечественном искусстве ХХ века. Композитором созданы симфонии и оперы, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка к кинофильмам и хоровые опусы; при этом все произведения отличает духовная красота, острота нравственных проблем, яркий музыкальный язык, высокий профессионализм. Выделяющийся несомненным мелодическим даром, М. С. Вайнберг создавал сочинения, пронизанные выразительными интонациями, идущими от славянской (русской и польской), а также еврейской песенности. Тесные связи соединили творчество композитора с музыкой Д. Д. Шостаковича, который оказывал ему активную жизненную и творческую поддержку. Современники отмечали, что «Шостакович восхищался безоговорочным талантом Вайнберга, без задней мысли ставя его на один уровень с собой». Большое внимание М. С. Вайнберг уделял жанру инструментального концерта, создав восемь ярких сочинений для различных инструментов. Концерт для  флейты и  струнного оркестра ре минор, соч. 75 композитор завершил в 1961 году, посвятив его первому исполнителю, крупнейшему флейтисту-виртуозу Александру Корнееву (1930—2010), исполнившему этот концерт с оркестром под управлением Рудольфа Баршая (1924—2010). Легкий и прозрачный по фактуре, изящный по форме Концерт для флейты привлек внимание исполнителей и слушателей. Композитор решил свое сочинение в неоклассицистском ключе, с одной стороны, возвращая слушателей к традициям И. Гайдна и В.А. Моцарта, с другой же – претворяя их острым современным языком. Музыка произведения, образно связанная с эпохой классицизма, насыщена сложными полифоническими переплетениями голосов и острыми диссонирующими гармониями. Концерт состоит из трех частей (I. Allegro molto, II. Largo; III Allegro comodo), где блестящее, забавное начальное скерцо сменяется нежной медленной частью, переходящей в финал, соединяющий лирические и драматические настроения.
 
Камиль Сен-Санс — французский композитор, пианист, органист, дирижер, работавший во многих жанрах. Среди его инструментальных сочинений немалую роль играют произведения блестяще-виртуозного стиля, позволяющие исполнителям продемонстрировать техническое мастерство и создать ослепительные инструментальные полотна. Созданный в 1873 году Первый концерт для виолончели с оркестром ля-минор, с одной стороны, отражает характерные черты творчества самого Сен-Санса, с другой — замечательно вписывается в традицию ярких, романтических концертов для этого инструмента, представленных именами Р. Шумана, А. Дворжака и других европейских музыкантов. Композитор сохраняет здесь характерную для романтического инструментального концерта одночастную форму, в которой отчетливо выделяются и драматические, и светлые лирические эпизоды; мы слышим намеки на старинный менуэт и элегическую песню, естественно вплавленные в инструментальное звучание. Калейдоскоп виртуозных технических приемов, применяемых композитором в партии солирующего инструмента, соединяется с яркой оркестровкой, характерной для творчества Сен-Санса в целом. Композитор написал концерт для бельгийского виолончелиста Огюста Толбеска и посвятил ему.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин