18
октября
Суббота
18:30
2014
Стоимость билетов:
300 рублей
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Казань, пл.Свободы, д.3
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7(843) 236-72-72
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

С.Рахманинов (1873-1943). Концерт №2 для фортепиано с оркестром  ор.18

Солист – лауреат международных конкурсов
Иван Калатай (фортепиано)
II отделение

Г.Калинкович (1917-1992). Концерт-каприччио на тему Паганини для саксофона с оркестром

Солистка – лауреат международного конкурса
Екатерина Эпова (саксофон)

С.Прокофьев (1891-1953). Концерт №3 для фортепиано с оркестром  ор.26

Солист – лауреат международных конкурсов
Сергей Митин (фортепиано)

Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан

Дирижер – Михаил Мосенков

О программе концерта

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943), выдающийся русский композитор, пианист, дирижер, был и остается одной из самых значительных фигур мировой музыкальной культуры. Среди созданных им произведений различных жанров – опер, симфоний, вокально-хоровых сочинений и романсов – самым главным для композитора был фортепианный концерт. В этом жанре проявлялось триединство творческой личности музыканта: он был творцом сочинения, в котором соединялись его любимый инструмент и оркестр. Созданные Рахманиновым на протяжении жизни четыре фортепианных концерта отмечали самые значительные ее вехи, определяли развитие искусства композитора и исполнителя на разных этапах, концентрировали в себе фантазию художника и его высочайшее мастерство.
Написанный на пороге ХХ века Концерт № 2 (1. Moderato 2. Adagio sostenuto 3. Allegro scherzando) стал одной из признанных мировых вершин музыкального искусства. Богатство художественных образов, неизбывная щедрость удивительных по красоте мелодий, одухотворенность и искренность, сквозящие в каждом изгибе тем, аккордовом последовании, оркестровом тембре, уже при первом исполнении обеспечили произведению всеобщую любовь и признание слушателей и профессионалов. Образный строй сочинения, идущий от звукового пространства России, в первой части наполнен торжественным звучанием колоколов (фортепианное вступление), скрытой мощью и суровой мужественностью (тема главной партии), бесконечной нежностью (тема побочной партии). Вторая часть, в которой представлена, по словам писательницы Мариэтты Шагинян, «широкая, простая, средней полосы России, деревенская ширь, бледное небо над хлебами, речушка и туман над речушкой», выходит, однако, за рамки просто пейзажа. За всем этим виден художник, органично воспринимающий природу и отвечающий ей. Финал Концерта композитор решает как сопоставление стремительного, энергичного скерцо и лирической, напевной кантилены. В обеих темах реально ощутимы связи с предшествующими частями Концерта, они как бы сводят воедино все темы сочинения, завершая его мощными, ликующими, обобщающими финальными пассажами.
Григорий Маркович Калинкович — композитор, один из ведущих педагогов Военно–дирижерского факультета при Московской консерватории, автор многих произведений для различных оркестров, в первую очередь, духовых. Особую известность в творчестве Калинковича получил Концерт-каприччио на тему Паганини для саксофона с оркестром, в основу которого положен знаменитый 24-й каприс для скрипки соло Никколо Паганини. Тему этого каприса в разное время использовали в своих сочинений Ф. Лист, И. Брамс, С. В. Рахманинов и многие другие композиторы, создав на ее основе блестящие образцы мирового исполнительского репертуара. Калинкович вводит знаменитую мелодию в форму одночастного концертного сочинения, дополняя блестяще разработанную тему Паганини другими темами. Это позволяет композитору создать разноплановое сочинение, дающее возможность солисту продемонстрировать технические и выразительные возможности инструмента.
Фортепианные концерты Сергея Сергеевича Прокофьева обозначили новою эпоху в развитии жанра. Каждое из пяти законченных сочинений композитора, созданных в разные годы, становилось событием в пианистическом искусстве ХХ столетия, хотя и не все они были приняты сразу. Но, завоевав признание, каждый из концертов входил в репертуар ведущих исполнителей мира. Так произошло и с Третьим концертом, созданном в 1921 году, когда композитор жил во Франции. Б.В. Асафьев писал, что в концерте «исключительно богатое дарование Прокофьева достигло той ступени развития и полноты выражения, на которой совмещаются неостывший пыл юношеского темперамента ... с наступающей мужественной зрелостью и мудростью».
Концерт написан как традиционный трехчастный цикл, где, однако, каждая из частей нарушает традицию. Начало первой части (Andante-Allegro) — возвышенное solo кларнета — затем резко переходит в динамичную, волевую главную тему, которая и определяет эмоциональный строй всей части. Вторая часть решена Прокофьевым как Тема с вариациями. В качестве темы композитор избирает галантный гавот – танец, который когда-то вошел в его Классическую симфонию. Тема в каждой из вариаций бесконечно меняется, приобретая разнообразное звучание: здесь слышны то саркастичные, то сказочные, то плясовые оттенки. И лишь в конце части тема возвращается в первоначальном виде. Финал (Allegro ma non troppo) по характеру близок первой части. Его настроение перекликается со знаменитой «Скифской сюитой» композитора: та же дикая, необузданная сила и безграничная мощь, соседствующие с темпераментной лирикой.
Поэт Константин Бальмонт в 1922 году создал сонет «Третий концерт», передающий его ощущения от услышанного произведения Прокофьева:
Ликующий пожар багряного цветка,
Клавиатура снов играет огоньками,
Чтоб огненными вдруг запрыгать языками
Расплавленной руды взметенная река.
Мгновенья пляшут вальс. Ведут гавот века.
Внезапно дикий бык, опутанный врагами,
Все путы разорвал и стал, грозя рогами.
Но снова нежный звук зовет издалека.
Из малых раковин воздвигли замок дети,
Балкон опаловый оточен и красив.
Но, брызнув бешено, все разметал прилив.
Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете,
В тебе востосковал оркестр о звонком лете,
И в бубен Солнца бьет непобедимый Скиф.
Проф.З.М.Гусейнова

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин