ссылка активна
К 250-летию Л. ван Бетховена
Л. ван Бетховен (1770-1827).
Романс №2 для скрипки с оркестром фа мажор ор.50 (1798)
Соната №5 «Весенняя» для скрипки и фортепиано фа мажор ор.24 (1800-1801)
I. Allegro
Арсения Сибилёва (скрипка)
Исполняет лауреат международных конкурсов
Елизавета Украинская (фортепиано)
Соната №1 для виолончели и фортепиано фа мажор op.5№1 (1796)
Исполняет лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. ЧайковскогоВасилий Степанов (виолончель)
Партия фортепиано Елизавета Украинская
Рондо для фортепиано соль мажор op.51 №2 (1797)
Соната № 14 для фортепиано до-диез минор "Лунная" op.27№2(1802)
Илья Папоян (фортепиано)
Исполняет
ОНЛАЙН-КОНЦЕРТ (« подробнее)
О программе концерта
Отмечаемое в нынешнем году 250-летие со дня рождения выдающегося немецкого композитора Людвига ван Бетховена становится поводом еще раз вслушаться в сочинения гения. Своими творениями он предопределил развитие музыки на все последующие времена, раскрыв суть музыкального звучания, показав бесконечное богатство образов, определив пути и направления дальнейшего развития. Его сочинения остаются понятными слушателям, благодаря высокому художественному смыслу и идеальным формам его воплощения. Искусство Бетховена стало для многих композиторов тем идеалом, к которому стремится каждый музыкант. Не случайно Рихард Вагнер восклицал: «Верую в Бога, Моцарта и Бетховена!».
Редкий в творчестве Людвига ван Бетховена жанр романса представлен, помимо вокальных сочинений, двумя скрипичными пьесами ор.40 и ор.50. Вторая из них –Романс №2 – была написана в 1798 году. Композитор сопроводил опус ремаркой Adagio cantabile (Медленно, певуче), придав, таким образом, солирующему инструменту функцию человеческого голоса. Подобную ремарку Бетховен вводил обычно для обозначения самых выразительных страниц своей музыки, в том числе — во второй части знаменитой фортепианной Патетической сонаты (№ 8). Бесконечная лирика Романса №2 усложняется, обогащается за счет появления в пьесе драматических элементов, по-бетховенски настойчиво напоминающих о трагических событиях и настроениях.
Соната для скрипки и фортепиано №5, известная как «Весенняя», создавалась Л. ван Бетховеном в 1800-1801 годах. Композитор посвятил ее графу Морицу фон Фрису, с именем которого связано еще несколько опусов, в том числе – Седьмая симфония. Бетховен редко давал своим сочинениям программные названия (исключения – Фортепианная соната № 8 «Патетическая», Симфония № 6 «Пасторальная»), но яркая образность многих произведений предопределила появление у них своеобразных заглавий, данных слушателями или критиками и закрепившихся за ними. Это произошло и с Сонатой №5 для скрипки и фортепиано, которая обрела неавторское название «Весенняя», благодаря характеру музыки, словно передающей нежность пробуждающейся природы. Композитор создал четырехчастную композицию, вводя в традиционный цикл Скерцо, ставшее третьей частью сочинения. Необычна исполняемая в сегодняшнем концерте первая часть сочинения: сонатное аллегро не содержит образов борьбы, конфликтных столкновений. На протяжении всей первой части господствуют лирические образы. С первых же звуков кантиленной темы главной партии, звучащей у скрипки и поддержанной тихим, покачивающимся аккомпанементом фортепиано, возникает ощущение весеннего пробуждения. Вторая тема (побочная партия), напротив, носит взволнованный, ликующий характер, усиливая это состояние. Данная тема активно раскрывается в разработке сонатного аллегро, приобретая подчас напряженный, беспокойный оттенок. Раздел репризы усиливает основные настроения тем, подчеркивая их изменчивый характер.
Произведения для виолончели занимают в творчестве Л. ван Бетховена сравнительно небольшое место. Композитором создано пять сонат и три вариационных цикла для виолончели и фортепиано, и каждое из них являет собой классический образец камерно-инструментального стиля. Бетховен по сути стал создателем жанра виолончельной сонаты, продолжив идущее от зрелых скрипичных сонат Моцарта равноправие партий струнного инструмента и фортепиано. Соната №1 для виолончели и фортепиано создана Бетховеном в ранний период творчества, в 1796 году, когда сочинения композитора для разных инструментов начинают завоевывать все большую известность. В каждом случае Бетховен выступает как яркий новатор, раскрывая новые выразительные художественные возможности в рамках традиционных жанров. Соната №1 задумана как динамически насыщенный, равноправный диалог двух инструментов, раскрывающих на протяжении частей сочинения контрастные образно-динамические сферы. Движение устремлено от медленного вступления (Adagio sostenuto) через быструю первую (Allegro) к стремительной второй части (Allegro vivace). Основная тональность фа мажор сохраняется на протяжении всего произведения, что не исключает богатого ладо-гармонического развития основных тем в каждой части. С начальных тактов первой части (Adagio sostenuto. Allegro) определяется доминирование партии фортепиано, несмотря на то, что и тема вступления, и последующие главная и побочная партии проводятся обоими инструментами. Здесь даже обозначены черты виртуозной каденции у фортепиано, напоминающие о жанре инструментального концерта. Светлый в целом характер главной партии оттеняют две контрастные по звучанию темы побочной партии, привносящие драматический оттенок. Столкновение трех образных сфер сохраняется на протяжении всей первой части. Вторая же часть Сонаты (Rondo. Allegro vivace) – динамичная, насыщенная танцевальными ритмами, периодически вводит лирические эпизоды, где особенно выразительно звучание виолончели. Композитор посвятил свою Сонату королю Пруссии Фридриху Вильгельму II, виолончелисту-любителю, известному покровителю искусств. Произведение понравилось королю, и Бетховен получил в подарок золотую шкатулку, наполненную луидорами.
Жанр рондо, к которому Л. ван Бетховен обращался регулярно, под пером композитора приобретает статус самостоятельной пьесы. Они могли создаваться как энергичные пьесы (ярким примером является «Ярость по поводу утерянного гроша»), так и лирические, к которым относится Рондо ор.51 №2, созданное в 1797 году. Оно раскрывает особенности раннего периода творчества композитора. В пьесе представлены два разных плана – лирическая напевность и подвижная грациозность, оттеняющих и дополняющих друг друга. Рондо №2 сопровождающееся ремаркой композитора «Andante cantabile e grazioso», представляет собой образец рондо-сонаты, где рефрен предстает в виде выразительной напевной темы. Ей контрастирует вторая тема – оживленное Allegretto, привносящее в звучание оттенок грациозности. Свое сочинение композитор посвятил графине Генриетте Лихновской, сестре Карла Лихновского, мецената и покровителя композитора.
Фортепианные сонаты в творчестве Л. ван Бетховена появлялись на протяжении всей жизни композитора: он испытывал неистребимую тягу к созданию сочинений в данном жанре, как бы избрав его для себя в качестве основы для остальных сочинений: в фортепианной сонате шла интенсивная творческая работа: возникали и разрабатывались новые идеи, осмысливалось новое художественное содержание шлифовались формы и приемы музыкальной выразительности. К тому же в них закладывались черты особого «бетховенского» пианизма, который современники сравнивали с «дико пенящимся вулканом». В результате все 32 фортепианные сонаты являют собой поразительный феномен, по богатству и художественному результату не имеющий аналогов в мировой музыкальной культуре. Б.В. Асафьев писал: «Сонаты Бетховена — это вся жизнь человека. Кажется, что нет эмоциональных состояний, которые так или иначе не нашли бы здесь своего отражения…» Одно из самых знаменитых фортепианных сочинений Л. ван Бетховена — его Соната ор.27 №2 (1801), которую часто называют «Лунной» из-за необычной первой части Adagio sostenuto: композитор определил ее как quasi una fantasia («в духе фантазии»). Название сонаты возникло в 1832 году, благодаря музыкальному критику Л. Рельштабу, сравнившему первую часть с «лунным светом над Фирвальдштетским озером». Бетховен применил в Сонате редкий для себя прием, сохранив на протяжении всей первой части однообразное ритмическое движение триолями, на фоне которого проходит сдержанная, подчас едва различимая мелодия, создавая ощущение страдания и скорби. Вторая часть (Adagio) с ее контрастным настроением, изящными, капризными фигурациями может восприниматься как замедленное скерцо. Вторгающийся финал (Presto agitato) поражает своей мощью и неудержимой силой; французский писатель Р. Роллан называл его «дикой ночной бурей». Контрасты состояний каждой из частей в полной мере передают чувства, которыми был обуреваем автор, посвятивший свое сочинение юной графине Джульетте Гвиччарди.
Профессор З.М. Гусейнова
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин