500-700 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Р. Шуман (1810-1856).
Соната №2 для фортепиано соль минор op.22
Даниил Умнов (фортепиано)
И. Брамс (1833-1897).
Соната №2 для кларнета и фортепиано ми-бемоль мажор op.120
Вазген Юсупов (кларнет)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Даниил Умнов
II отделение
А.Вивальди (1678-1741).
Cоната для гобоя и бассо континуо до-минор RV53
Фёдор Освер (гобой)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Даниил Умнов
Ш.-М. Видор (1844-1937).
Интродукция и Рондо для кларнета и фортепиано op.72
Вазген Юсупов (кларнет)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Даниил Умнов
А. Паскулли (1842-1924) – О. Зоболи (р. 1953).
Большой концерт на темы из оперы Дж. Верди «Сицилийская вечерня» для гобоя и фортепиано
Н. Римский-Корсаков (1844-1908) – И. Пушечников (1918-2010).
«Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» для гобоя и фортепиано (1900)
Фёдор Освер (гобой)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Даниил Умнов
О программе концерта
Над Фортепианной сонатой № 2 крупнейший немецкий композитор-романтик Роберт Шуман начал работать в 1835 году. В 1838 году известная пианистка Клара Вик, будущая супруга композитора, писала Р. Шуману: «Я с нетерпением жду вторую сонату, в ней так явно выражена ваша сущность». И в том же письме она призвала его пересмотреть последнюю часть, технически слишком трудную для исполнения, что и было сделано композитором. Не имея названия, Соната, однако, созвучна многим программным опусам композитора, раскрывающим особый характер страстных романтических образов, передавая героические порывы, неистовое движение, глубокую скорбь и любовное признание во всем многообразии оттенков. Это отчасти находит выражение в темповых и динамических указаниях, которые композитор предпосылает каждой из четырех частей сонаты. I часть сопровождается ремаркой: «So rasch wie moglich» («Так быстро, как только возможно»), что не мешает Шуману далее вставлять указания «Schneller» («Быстрее») и «Noch Schneller» («Еще быстрее»), создавая к концу части неистовое динамическое напряжение. II часть — традиционное медленное Andantino, романтически возвышенное, проникнутое подлинным чувством. III часть задумана композитором как Скерцо, где проносится череда разнохарактерных образов и которое предполагается исполнять очень быстро, с выделением акцентов. IV часть — еще один стремительный раздел сонаты, который композитор вначале сопровождает ремаркой «Presto», затем вводя дополнение «Prestissimo». Здесь вихревое фортепианное движение произведения достигает апогея. Свое сочинение Шуман посвящает Генриетте Фойгт — любительнице музыки, поклоннице композитора, сыгравшей значительную роль в его творчестве 1830-х годов.
На пороге своего 60-летия, в 1891 году, Иоганнес Брамс, закончив сочинение Струнного квартета (ор. 111), объявил о завершении своей композиторской деятельности. Но знакомство с известным кларнетистом Р. Мюльфельдом (1856-1907) заставило композитора отказаться от принятого решения. Брамс создает несколько сочинений для кларнета, среди которых — Две сонаты ор. 120, ставшие событием в музыкальной жизни Германии. Кларнет с его способностью быть выразителем лирических настроений и драматических коллизий, представать в разных обликах и всегда вносить неповторимую инструментальную краску, открыл для Брамса новую возможность воплотить серьезные творческие замыслы. Вторая соната для кларнета и фортепиано относится к числу трехчастных сонат, однако здесь третья часть состоит из двух разделов – медленного (Andante con moto) и быстрого (Allegro), что создает ощущение значительного по объему цикла. Соната в целом лишена характерного для И. Брамса драматического звучания, в ней преобладают светлые, «пейзажные», подчас взволнованные настроения, что в значительной степени соответствует тембру солирующего кларнета. В первой части Allegro amabile композитор уточняет характер инструментального дуэта (аmabile – любезно, ласково), а также использует необычное структурное решение: все основные разделы сонатного аллегро (экспозиция, разработка, реприза) начинаются с изложения темы главной партии в основной тональности Ми бемоль мажор, что создает ощущение некоторой текучести и уравновешенности. Вторую часть (Allegro appassionato) композитор пишет в ми бемоль миноре, убедительно подчеркивающей напряженный, подчас «страстный» ее характер. Третья часть открывается напевным Andante con moto, где И. Брамс возвращается к светлым, созерцательным настроениям первой части; завершающий же финальный раздел (Allegro) с его скрытой энергией и выразительными ходами в партиях обоих инструментов логично венчают композицию.
Антонио Лучо Вивальди — венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижер, известен в мире музыки, как крупнейший мастер ансамблево-оркестрового концерта, получившего название «кончерто гроссо», а также как автор почти 40 опер. Среди заслуг А. Вивальди неизменно отмечают его деятельность в сфере программной музыки. Наибольшую известность ему принесла серия из четырех скрипичных концертов «Времена года», постоянно звучащая в концертных залах всего мира. В полной мере искусство А. Вивальди было открыто лишь в ХХ веке, хотя его влияние на европейскую музыку, в частности, в жанрах концерта и сонаты, испытали многие музыканты, в том числе – великий И.С. Бах. По словам исследователей, «Бах был величайшим почитателем Вивальди и вероятно единственным, кто в то время смог понять все величие гения этого музыканта». В жанре сонаты А. Вивальди написано более 100 произведений для различных инструментов с бассо континуо (этим термином в музыке 17–18 веков обозначался аккомпанирующий инструмент или группа инструментов). Среди них – знаменитая Соната для гобоя до минор, предположительно созданная в 1716 году для дрезденского виртуоза Ж.-К. Рихтера, выступавшего в то время в Венеции. А. Вивальди регулярно обращался к гобою, который в музыке той эпохи играл значительную роль Композитор создал, помимо Сонаты, 11 концертов для гобоя с оркестром и 3 концерта для двух гобоев. Соната для гобоя до минор воплощает все наиболее яркие черты искусства барокко. Небольшая четырехчастная композиция, построенная по принципу контрастного чередования частей (Adagio–Allegro–Andante–Allegro), открывает разные грани «галантного» искусства. Мастерское соединение звучаний солирующего и аккомпанирующего инструментов дает возможность композитору создавать то лирический монолог, то драматическую сценку, то пейзажную зарисовку.
Шарль-Мари Видор — известный французский композитор, органист. Он много лет преподавал в Парижской консерватории, совмещая педагогику с должностью органиста в одном из парижских храмов. Созданные им сочинения для органа в значительной степени повлияли на произведения других жанров, несущих на себе отпечаток тембрового богатства и выразительности фактуры. К ним относятся написанные Ш.-В. Видором в 1898 году Интродукция и Рондо для кларнета и фортепиано ор.72, предназначенные для программы одного из конкурсов. Жанр диптиха «Интродукция и Рондо» получил особое распространение в творчестве французских композиторов, художественным образцом для которого послужили созданные в 1863 году знаменитые Интродукция и Рондо-каприччиозо для скрипки и фортепиано К. Сен-Санса. Сочинение Ш.-М. Видора образует крупный двухчастный цикл, где Интродукция выполняет роль развернутого вступления, а Рондо — блестящей концертной пьесы, где перед солистом открываются богатые возможности для раскрытия художественно-образных и виртуозно-технических особенностей инструмента. Композитор посвящает сочинение Сирилу Розу, профессору Парижской консерватории по классу кларнета.
Итальянского исполнителя и композитора Антонио Паскулли современники называли «Паганини гобоя», отмечая тем самым его блестящую виртуозную технику, художественное мастерство, богатство тембровых нюансов, раскрываемых в рамках звучащего инструмента. А. Паскулли значительно обогатил исполнительский репертуар сочинений для гобоя и английского рожка, открыв новые возможности инструментов. В собственном творчестве он постоянно обращался к музыке выдающихся итальянских композиторов, создавая разнообразные концертные пьесы на темы В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Россини. Так, в списке фантазий на темы других авторов исследователи творчества А. Паскулли отмечают 12 сочинений (не считая утраченных), в том числе – «Гугеноты», «Трубадур», «Вильгельм Телль, «Бал-маскарад», «Любовный напиток», «Травиата», а также «Сицилийская вечерня». Это сочинение было решено им как Септет для гобоя, фортепиано, скрипки, альта, виолончели, флейты и контрабаса на основе тем широко известной оперы Дж. Верди. «Сицилийской вечерней» в истории Италии называют национально-освободительное восстание, поднятое жителями острова в 1282 году против власти французов и завершившееся изгнанием врагов из Сицилии. Первым в итальянской литературе упомянул о восстании Данте в своей «Божественной комедии», а несколько веков спустя, в 1855 году Д. Верди создает на этот сюжет сочинение в стиле большой французской оперы, в которой уделяет внимание раскрытию и героики, и любовной лирики. Паскулли сохраняет основные темы сочинения Верди, придав им концертную окраску. Много десятилетий спустя итальянский гобоист Омар Зоболи, профессор музыкальной школы в Базеле (Швейцария) начал активно пропагандировать творчество А. Паскулли, дочери которого передали ему рукописи отца. О. Зоболи создал Большой концерт на темы из «Сицилийской вечерни» для гобоя и оркестра (фортепиано), придав сочинению еще больший блеск и виртуозную пышность
«Полёт шмеля» — оркестровая интермедия (то есть, небольшой эпизод между основными номерами сочинения), она является частью знаменитой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», над которой композитор работал в 1899-1900 годах. Эпизод звучит в конце третьего действия, когда Царевна-Лебедь обращает князя Гвидона в шмеля, чтобы он мог слетать к своему отцу – царю Салтану. Крошечный виртуозный оркестровый фрагмент оперы (он звучит менее двух минут) обрел небывалую популярность, получив множество переложений для разных инструментов, в числе которых – и знаменитая интерпретация для фортепиано С. В. Рахманинова. В сегодняшнем концерте «Полет шмеля» прозвучит в переложении для гобоя и фортепиано, выполненном замечательным музыкантом, профессором И. Ф. Пушечниковым.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин