19
июня
Среда
19:00
2024
Стоимость билетов:
350 - 400 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Л. ван Бетховен (1770-1827).
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор op.61

Солистка – лауреат международных конкурсов
Анна Савкина (скрипка)
II отделение

М. Глинка (1804-1857).
Симфоническая увертюра «Арагонская хота» (1845)

С. Рахманинов (1873-1943).
Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор ор.43

Солист – лауреат всероссийских и международных конкурсов
Данил Ростовцев (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

Концерт для скрипки с оркестром D-dur Людвига ван Бетховена был написан в 1806 году, отмеченном созданием ряда ярких сочинений композитора, в первую очередь его Четвертой симфонии. Концерт посвящен Стефану фон Брейнингу — ученику Бетховена, до конца дней остававшемуся самым преданным другом композитора. Концерт называют вершиной скрипичной музыки Бетховена, ставя рядом с ним его же знаменитую «Крейцерову» сонату. Концерт отличает не часто встречающееся у Бетховена преобладание светлых настроений, энергичной жизнерадостности, в нем очевидна опора на фольклорные истоки. Большую смысловую нагрузку несет партия оркестра, раскрывающая убедительность симфонического мышления композитора; ведущая же партия солиста блестяще представляет яркий мелодизм и виртуозное богатство инструмента. Первая часть (Allegro ma non troppo) основана на двух темах: главной партии, активной, упругой, с чертами маршевости, и побочной, характеризующейся подчеркнутой лиричностью. Вторая часть (Larghetto) переводит звучание в более камерный, подчас интимный характер, где привлекают внимание мелодические фигурации солирующей скрипки. Финальное Рондо (Allegro) построено на многократном возвращении основной темы, в которой использован национальный танец — деревенский лендлер, определяющий весь строй заключительной части.
 
Тема Испании, ее богатая история, красота природы, яркость национального искусства привлекали внимание многих художников, в числе которых был и Михаил Иванович Глинка. Несколько лет он провел в этой южной стране, проникнувшись ее красотой и величием, результатом чего стали музыкальные произведения, в которых не просто использованы подлинные фольклорные темы, но обозначен стиль и характер звучания, привлечены музыкально-выразительные средства, отличающие искусство Испании. Два важнейших симфонических сочинения Глинки — увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде» ознаменовали начало становления классической симфонической музыки в России. Работу над «Арагонской хотой» (первоначально она называлась «Блестящее каприччио для большого оркестра на тему Арагонской хоты») композитор создал в 1845 году, предполагая его как театральное произведение, и лишь потом оно стало одночастной симфонической увертюрой. Использование подлинной темы фольклорного танца «хота», особенно распространенного в испанской провинции Арагон, определило характер произведения. Здесь после торжественного медленного вступления (оно словно рисует постепенный сбор участников действа) возникает основная мелодия хоты, которой противопоставлен кантиленный напев, а дальше – уже другая тема, в которой многое напоминает о скерцо. Все они, сплетаясь, варьируясь, преображаясь, создают яркую картину народного праздника, завершающегося фанфарами.
М. И. Глинка был не единственным композитором, которого вдохновила тема хоты. Она звучит и в «Испанской рапсодии» Ф. Листа (1863), а затем и в «Испанской рапсодии» М. Равеля (1908); использована она и в романсе Лауры «Оделась туманом Гренада» в опере А. С. Даргомыжского «Каменный гость» (1869). Каждый из композиторов по своему использовал тему, но во всех случаях она неизменно сохраняла национальный колорит, воспринимаясь как гимн Испании.
 
Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром была написана С.В. Рахманиновым в годы эмиграции в 1934 году, и ее часто называют Пятым фортепианным концертом композитора. Рахманинов создал сочинение в форме вариаций, где в качестве главной темы выступает знаменитый Каприс для скрипки соло № 24 Н. Паганини. К нему в разное время обращались многие композиторы, в том числе Ф. Лист, И. Брамс и другие. Гений Рахманинова, умение раскрывать все грани первоначального образа позволили ему в рамках жанра Рапсодии создать фантастическую по красоте, виртуозности, художественному богатству инструментальную пьесу, где присутствуют и знаменитая тема католического песнопения Dies Irae («День гнева»), и лирически распевные мелодии, причудливо сплетающиеся и образующие многоплановые музыкальные образы. Тема 24 каприса Паганини, преобразованная в 24-х вариациях, воспринимается как театральное действо, где на наших глазах раскрываются захватывающе интересные события. Не случайно знаменитый русский балетмейстер Михаил Фокин создал на основе Рапсодии одобренный композитором балетный сценарий, который детально представлял сюжетную драматургию Рахманинова.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин