350 - 400 руб.
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
БЕСПЛАТНЫЕ БИЛЕТЫ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ
I отделениеС. Прокофьев (1891-1953).
«Пушкинский вальс» №2 op.120
Р. Глиэр (1875-1956).
Концерт для арфы с оркестром ми-бемоль мажор op.74
Алёна Соломкина (арфа)
II отделение
Л. ван Бетховен (1770-1827).
Концерт №5 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор op.73
Денис Дунаев (фортепиано)
Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр
Дирижер Заслуженный артист России Александр Титов
О программе концерта
В 1949 году к 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина по заказу Радиокомитета СССР С. С. Прокофьев написал «Два пушкинских вальса» для симфонического оркестра (фа мажор и до диез минор, ор. 120). В этом диптихе изящная вторая пьеса (Allegro meditativo) тонко передает «пушкинские» настроения, раскрывая лирические образы героинь поэта. Неповторимое оркестровое мастерство композитора позволило ему создать звуковое полотно, поражающее своей изобретательностью и изысканностью.
Имя Рейнгольда Морицевича Глиэра тесно связано с историей становления и развития русско-советской композиторской школы. Выпускник Московской консерватории, а позднее ее профессор, Р. М. Глиэр многое сделал для развития отечественных театральных и инструментально-симфонических жанров. Ему принадлежат знаменитые балеты «Красный мак» (1927), «Медный всадник» (1949), ряд опер на национальные сюжеты, камерно-инструментальные и вокальные циклы. Особую известность получили сочинения, написанные в жанре концерта, среди них — созданный впервые в мировой практике Концерт для голоса (колоратурного сопрано) с оркестром (1943). Концерт для арфы с оркестром, написанный в 1938 году, называют среди первых, рассчитанных на арфу с двойной педалью. Он стал событием в музыкальной жизни страны. По своему образному строю сочинение продолжает традиции музыки П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. К. Глазунова, проявляющиеся в особой возвышенности и трепетности звучания. Новое произведение предназначалось автором для известной арфистки Ксении Эрдели, сделавшей инструмент по-настоящему концертным. Ей же принадлежит и редакция партии арфы, выполненная по просьбе Р. М. Глиэра.
Композитор сохраняет характерную трехчастную структуру Концерта, где первая часть (Allegretto moderato) построена на сопоставлении эпичной темы главной партии, исполняемой солирующей арфой и подхватываемой оркестром, и темы побочной партии, песенной по характеру; ее первое проведение поручено кларнету, арфе же отведена роль второго голоса. Вторая часть (Andante) написана в форме вариаций, здесь основная, лирически-мечтательная мелодия получает яркое развитие в шести вариациях, где арфа то уступает оркестру, то проводит с ним диалог. Быстрый финал (Allegro giocoso) построен на сопоставлении контрастных тем — танцевальной, почти плясовой первой и напевной второй, где отчетливо слышны интонации советских песен.
Пятый концерт для фортепиано с оркестром Es-dur (op. 73) был закончен Л. ван Бетховеном в 1809 году и посвящен эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому, высокому покровителю и ученику композитора. Современники назвали произведение «Большой концерт» (иногда концерт называли также «Император»), во-первых, из-за масштабов (его первая часть протяженнее даже грандиозных первых частей Пятой и Девятой симфоний), во-вторых, из-за образного содержания сочинения. Концерт оказывается близок колоссальной симфонии по сверхъестественной силе, героической энергии, по виртуозности партии солиста. Время работы над Концертом совпало с тяжелым периодом войны с Наполеоном. Бетховен писал своему издателю: «Какое кругом разрушение и опустошение! Ничего, кроме барабанов, канонад и всевозможных людских страданий...». Военные события в Европе находят отражение в развернутой первой части (Allegro), наполненной, с одной стороны, драматизмом и победной мощью главной партии и неизбывной лирикой побочной партии, которая в процессе развития тоже приобретет героический оттенок. Вторая, медленная часть (Adagio un poco moto) с ее прекрасной лирической темой, раскрывающей хрупкий романтический образ, погружает слушателя в контрастный мир вечной красоты и женственности. Финал (Allegro) переводит звучание в сферу народного празднества, но не скромного сельского, а исполинского, в который вовлечены огромные народные массы.
Проф. З.М. Гусейнова
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин