20
декабря
Пятница
19:00
2024
Стоимость билетов:
700 - 1500 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
Рождественский концерт
I отделение

СМОТРЕТЬ:  YOUTUBE RUTUBE

С. Рахманинов (1873-1943).
Вокализ для голоса и фортепиано до-диез минор ор.34 №14
(исполняется на виолончели)

С. Рахманинов (1873-1943) - А. Власов.
Элегия из фортепианного цикла «Пьесы-фантазии» op.3 №1
(переложение для виолончели и фортепиано)

С. Рахманинов (1873-1943).
Восточный танец для виолончели и фортепиано ля минор ор.2 №2

Исполняет – Народный артист России, профессор
Сергей Ролдугин (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Мирослав Култышев

С. Прокофьев (1891-1953).
Соната №1 для скрипки и фортепиано фа минор op.80

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Павел Милюков (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Мирослав Култышев
II отделение

С. Рахманинов (1873-1943).
Этюды-картины для фортепиано op.39
№1 – №9

Исполняет – лауреат международных конкурсов, доцент
Мирослав Култышев (фортепиано)

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

«Вокализ» С.В. Рахманинова — пьеса для голоса без слов — была создана композитором в 1912 году как последняя из 14 песен вокального опуса 34. Композитор посвятил ее известной певице А.В. Неждановой. Бесконечная, невыразимо прекрасная песенная тема, лишенная слов, оказалась способной только своим звучанием передать оттенки нежного, выразительного лирического признания. Пьеса существует во множестве переложений, и в каждом случае она приобретает дополнительные оттенки, все более и более раскрывающие ее глубокий лирический подтекст.
 
Яркий пианизм и вдохновенность высказывания пронизывают все творчество С.В. Рахманинова (1873-1943), проявляя себя в первую очередь в его фортепианных произведениях. Элегия, написанная им в ранние годы, несомненно соответствует первоначальному смыслу слова — «жалоба». Но под пером композитора она стала развернутой, драматургически сложной пьесой, приобретшей черты фантазии, где исходная интонация боли разрастается до масштабов трагедии. Элегия входит в состав цикла «Пьесы-фантазии», написанного в 1892 году и посвященного А.С. Аренскому, у которого Рахманинов учился в консерватории.
 
Среди созданных С. В. Рахманиновым произведений различных жанров – опер, симфоний, фортепианных пьес, вокально-хоровых сочинений, романсов – отмечены сочинения и для других инструментов. В их числе – диптих для виолончели и фортепиано ор. 2, включающий Прелюдию и Восточный танец – две разнохарактерные пьесы, где одна – мягкая, лирическая, вторая – танцевальная. В творчестве Рахманинова ориентальная тема представлена в произведениях разных жанров, в том числе в опере («Алеко»), в романсе («Не пой, красавица при мне»), в фортепианных пьесах (Серенада для фортепиано ор. 3 № 5). Восточный танец ор. 2 соединяет разнохарактерные черты «русской музыки о Востоке», сочетая томность и нежность лирических эпизодов с буйством и предельной энергией драматических разделов. Свое сочинение композитор посвятил первому исполнителю опуса выдающемуся виолончелисту Анатолию Брондукову (1856-1930).
 
Соната для скрипки и фортепиано фа минор (ор. 80) была обозначена как № 1 самим С. С. Прокофьевым в связи с тем, что работу над ней композитор начал в 1938 году, еще до второй сонаты, а завершил в 1946 году. Прокофьев в письме к Н. Я. Мясковскому объяснил причину столь затянувшейся работы: «Я начал сонату уже давно, но никак не соберусь продолжить: трудно». Премьера сочинения состоялась в октябре 1946 года, и тогда Соната прозвучала в исполнении выдающихся музыкантов — Давида Ойстраха (ему посвятил свое сочинение Прокофьев) и Льва Оборина. Годы работы над произведением, совпавшие с событиями войны, закономерно отразились на содержании Сонаты: она поражает своей сосредоточенностью, подчас мрачностью и болью (исследователи отмечают в Сонате черты «эпитафии или прощания»), лишь иногда оттененной светлыми эпизодами, например, в третьей части. Масштабный четырехчастный цикл (1. Andante assai. 2. Allegro brusco. 3. Andante. 4. Allegrissimo) построен как эпическое повествование. Первая часть открывается звучанием в характере похоронного марша, в ней выделяются скрипичные пассажи, которые сам Прокофьев определил следующим образом: «это ветер гуляет по кладбищу». Вторая часть возникает как своего рода «демоническое скерцо», в музыкальной ткани которого просматриваются сарказм, ирония, подчас злоба. Третья часть — характерная для Прокофьева светлая и возвышенная, контрастирующая с мрачностью остальных частей. Торжественность финала разрушается периодически возвращающимися «кладбищенскими пассажами» скрипки, не давая ни на миг забыть об основных настроениях Сонаты. Прокофьев в работе с исполнителями объяснял, что Соната должна звучать так, «чтобы люди подскочили на своем месте и спросили: “А не сошли ли вы с ума?”». В 1947 году Прокофьеву за эту Сонату была присуждена Государственная (тогда Сталинская) премия СССР.
 
В творчестве Сергея Васильевича Рахманинова жанр фортепианного этюда перестает быть только виртуозно-технической пьесой; он получает у композитора название «Этюд-картина», где на первый план, как у Ф. Листа и Ф. Шопена, выходит творческий замысел. Композитор объединяет этюды в циклы, в частности, в ор. 39 (1917), где каждая из девяти пьес несет в себе высокий художественный смысл, не утрачивая при этом сложнейшей технической задачи. Рахманинов раскрывает в цикле необычайно широкий спектр человеческих переживаний, заставляя по-новому воспринимать характерные образы Родины, ее бесконечных полей, звучание колоколов.
Этюд-картина № 1 до минор, Allegro agitato — бурная, остроконфликтная звуковая картина, в которой лишь на короткие мгновения возникают эпизоды спокойствия и отдохновения.
Этюд-картина № 2 (в соответствии с авторским комментарием — «Море и чайки») ля минор, Lento assai — музыкальная картина морского штиля, пронизанная интонациями Dies irae.
Этюд-картина № 3 фа-диез минор, Allegro molto — еще один образ яростной, неистовой стихии, в которой слышны отголоски вагнеровской «Валькирии» и «Шехеразады» Н. А. Римского-Корсакова.
Этюд-картина № 4 си минор, Allegro assai по своему художественному строю близок столь привычному в отечественной художественной традиции образу дороги, где постоянно присутствует звук колокольчика. Активное движение, рождающее ощущения то приближения, то удаления, пронизывает пьесу от начала до конца.
Этюд-картина № 5 ми-бемоль минор, Appassionato; его часто называют «русской Аппассионатой», где звучность фортепиано приближается к оркестровой. Лишь в конце, в коде возникает светлый, хрупкий образ надежды, словно лишь он один оказывается способным противостоять ударам судьбы.
Этюд-картина № 6 ля минор, Allegro, внешне — воплощение образов сказки о Красной Шапочке и Сером Волке, в реальности же передающий напряженную конфликтность и столкновение доброго и злого начал.
Этюд-картина № 7 до минор, Lento lugubre — траурный марш. Композитор отмечал, что первая тема изображает «пение хора, чуть далее подразумевается мелкий дождь, непрестанный и безнадёжный. Движение развёртывается, достигая кульминации в до миноре, означающей перезвон колоколов. В заключение возвращается первая тема – марш».
Этюд-картина № 8 ре минор, Allegro moderato звучит как баркарола. Композитор сохраняет в пьесе традиционный размер, характер мерного покачивания, на фоне которого бесконечно развивается короткая основная запевка.
Этюд-картина № 9 Ре мажор, Allegro moderate. Tempo di Marcia — единственная мажорная и самая многокрасочная пьеса в цикле. По словам композитора здесь изображена «сцена на ярмарке и, кроме того, здесь есть черты восточного марша». Богатство интонаций дополняется колокольным звучанием, пронизывающим пьесу

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин