350-400 руб
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Й. Гайдн (1732-1809). Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор Hob.VIIe:1
Солист лауреат международного конкурсаАндрей Самарин (труба)
Р. Глиэр (1875-1956). Концерт для арфы с оркестром ми-бемоль мажор ор.74
Солистка лауреат международных конкурсовЕкатерина Дворецкая (арфа)
II отделение
К. Вебер (1786-1826). Концерт №2 для кларнета с оркестром ми-бемоль мажор op.74
Солист лауреат международных конкурсовАлексей Шипунов (кларнет)
П. Чайковский (1840-1893). Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром ля мажор ор.33 (ред. В. Фитценгагена)
Солист лауреат международных конкурсовГригорий Филипченко (виолончель)
Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр
Дирижер Заслуженный артист России Александр Титов
ВХОД ТОЛЬКО В ЗАЩИТНЫХ МАСКАХ
ШАХМАТНАЯ РАССАДКА
КОНЦЕРТ ПРОЙДЁТ БЕЗ АНТРАКТА
IN ENGLISH
действительны билеты на концерт 25 марта
с аналогичной программой.
О программе концерта
Австрийский композитор Йозеф Гайдн – выдающийся представитель венской классической школы. Он вошел в историю мировой музыкальной культуры как один из создателей классических инструментальных жанров (симфония, квартет) и форм (в его творчестве утвердились сонатная форма и сонатно-симфонический цикл). Сочинения Й. Гайдна – оптимистичные и одновременно глубоко философские – привлекают также мастерским использованием юмористических и бытовых музыкальных образов. К жанру инструментального концерта Гайдн обращался сравнительно редко. Среди немногих его удач – написанный в 1796 году Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор. Традиционная трехчастность Концерта, построенного на контрастном чередовании частей (Allegro – Andante – Allegro), раскрывает характерные гайдновские черты: многоплановость образов, опору на национальную мелодику, блестящую разработку тематизма, сбалансированность звучания солирующего инструмента и оркестра. Все это в совокупности рождает произведение, редкое по гармоничности и художественной убедительности. Свое сочинение композитор посвятил Антону Вейдингеру (1766–1852) – австрийскому трубачу-виртуозу, солисту Венского придворного оркестра, изобретателю трубы с клапанным механизмом.
Имя Рейнгольда Морицевича Глиэра тесно связано с историей становления и развития русско-советской композиторской школы. Выпускник Московской консерватории, а позднее ее профессор, Р. М. Глиэр многое сделал для развития отечественных театральных и инструментально-симфонических жанров. Ему принадлежат знаменитые балеты «Красный мак» (1927), «Медный всадник» (1949), ряд опер на национальные сюжеты, камерно-инструментальные и вокальные циклы. Особую известность получили сочинения, написанные в жанре концерта, среди них — созданный впервые в мировой практике Концерт для голоса (колоратурного сопрано) с оркестром (1943). Концерт для арфы с оркестром, написанный в 1938 году, называют среди первых, рассчитанных на арфу с двойной педалью. Он стал событием в музыкальной жизни страны. По своему образному строю сочинение продолжает традиции музыки П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. К. Глазунова, проявляющиеся в особой возвышенности и трепетности звучания. Новое произведение предназначалось автором для известной арфистки Ксении Эрдели, сделавшей этот инструмент по-настоящему концертным. Ей же принадлежит и редакция партии арфы, выполненная по просьбе Р. М. Глиэра. Композитор сохраняет характерную трехчастную структуру Концерта, где первая часть (Allegretto moderato) построена на сопоставлении эпичной темы главной партии, исполняемой солирующей арфой и подхватываемой оркестром, и темы побочной партии, песенной по характеру; ее первое проведение поручено кларнету, арфе же отведена роль второго голоса. Вторая часть (Thema mit Varianten. Andante) написана в форме вариаций, здесь основная, лирически-мечтательная мелодия получает яркое развитие в шести вариациях, где арфа то уступает оркестру, то проводит с ним диалог. Быстрый финал (Allegro giocoso) построен на сопоставлении контрастных тем — танцевальной, почти плясовой первой и напевной второй, где отчетливо слышны интонации советских песен.
Крупнейший немецкий композитор-романтик и дирижер Карл Мария фон Вебер, автор знаменитой оперы «Волшебный стрелок», был известен и как автор произведений с участием кларнета. Среди его сочинений – два концертино и два концерта для кларнета с оркестром, Квинтет для кларнета и струнных, Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано. Кларнет играл большую роль и в других сочинениях композитора, например, именно этот инструмент стал лейттембром Агаты в «Волшебном стрелке». Оба Концерта для кларнета с оркестром были написаны композитором непосредственно один за другим и впервые исполнены в 1811 году. Они создавались Вебером для известного кларнетиста того времени Г. Бермана по заказу короля Баварии Макса Иосифа. Сохраняя традиционную трехчастную форму сочинения (Allegro – Romanza: Andante-Recitativo-Tempo I – Alla Polacca), композитор одновременно привносит в него новые, романтические черты. Очень выразительно звучит быстрая первая часть, где после длительного оркестрового вступления главная тема у солирующего кларнета – виртуозная, ритмически сложная — вступает в диалог с оркестром, «переигрывая» его и заставляя следовать за собой. Прекрасная, чисто кларнетовая тема второй части (Романс) своей распевностью, обусловленной природой солирующего инструмента, представляет образец истинной лирики, подкрепленной мягким аккомпанементом оркестра. Лишь на мгновение в это звучание вторгаются чуждые, резкие интонации с тем, чтобы затем острее почувствовать возвращение основного образа. Финал Концерта – одно из самых популярных творений Вебера. Его польские элементы, проявляющиеся уже в начальной, ритмически прихотливой, виртуозной теме, словно перебрасываются от солиста к оркестру, создавая яркую, многохарактерную композицию. Все это позволяет говорить о том, что в произведении Вебера закладывается новый подход к трактовке жанра инструментального концерта, его новое романтическое видение.
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, созданные в 1876–1877 годах П.И. Чайковский посвятил известному музыканту Вильгельму Фитценгагену, который многое сделал для редактирования сольной партии и в исполнении которого сочинение впервые прозвучало. Называя свое произведение «Вариациями на тему рококо», Чайковский подчеркивал связь основной темы сочинения с искусством XVIII века, с его камерностью, миниатюрностью форм, отказом от сложности музыкального языка, обилием изысканных мелизматических украшений. Характер темы «Вариаций», близкий по звучанию темам «галантного» стиля, отразил увлечение композитором музыкой той эпохи, в первую очередь, В.А. Моцарта (позднее Чайковский еще не раз будет подчеркивать эти связи, они отчетливо проявятся в симфонической сюите «Моцартиана» и пасторали из «Пиковой дамы»). Свое сочинение Чайковский выстраивает как изящный дивертисмент, где группы вариаций чередуются с чисто оркестровыми эпизодами или каденциями. Тема (не заимствованная, а написанная им самим), полная мелодического обаяния и лирической выразительности, многогранно представлена композитором в восьми вариациях. Партия виолончели, кажется, позволяет показать безграничные выразительные и технические возможности инструмента. Стиль сочинения подчеркивается и составом оркестра; камерный, истинной «моцартовский», оркестр создает изысканный фон для солирующей виолончели. После исполнения «Вариаций на тему рококо» на фестивале в Висбадене в 1879 году Фитценгаген писал Чайковскому: «Мне доставляет громадное удовольствие сообщить Вам, что я произвел Вашими вариациями громадный фурор! Меня вызывали три раза даже во время исполнения, а после вариации Andante бурно аплодировали. Лист по поводу Вашего произведения заметил: «Вот это, наконец, настоящая музыка!».
Профессор З.М. Гусейнова
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин