500-800 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Л. ван Бетховен (1770-1827).
Соната №7 для фортепиано ре мажор ор.10 №3
Андрей Телков (фортепиано)
И. Брамс (1833-1897).
Соната №1 для кларнета и фортепиано фа минор op.120
Никита Лютиков (кларнет)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение
Р. Шуман (1810-1856).
3 романса для кларнета и фортепиано op.94
Никита Лютиков (кларнет)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
С. Прокофьев (1891-1953).
«Монтекки и Капулетти» (Танец рыцарей) из 10 пьес для фортепиано
из балета «Ромео и Джульетта» ор.75 №6
С. Прокофьев (1891-1953). Вальс из оперы «Война и мир» (1946)
Исполняет лауреат международных конкурсовАндрей Телков (фортепиано)
П. Сарасате (1844-1908) – Н. Бальдеру (р. 1979).
Фантазия на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен» ор.25
Никита Лютиков (кларнет)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
О программе концерта
Седьмую фортепианную сонату Ре мажор Л. ван Бетховен создал в 1798 году, посвятив ее графине Анне Маргарите фон Браун, супруг которой покровительствовал музыканту. Соната обозначила перелом в творчестве композитора, начало нового этапа, когда он постепенно отказывался от традиционных приемов трактовки жанра. Седьмая соната рождается как четырехчастный цикл, где центральной становится не первая (Presto), а вторая часть с ее настроением трагичности и безысходности (Largo e mesto), предвосхищающая страницы многих последующих сочинений Бетховена, в частности, Похоронный марш из его симфонии № 3. Третья часть (Menuetto. Allegro) возвращает слушателя к светлым настроениям. Используя здесь традиционный менуэт, Бетховен в то же время проводит его в более быстром, чем свойственно танцу, темпе, создавая на его основе интересную жанровую сценку. Финал сонаты (Rondo. Allegro) построен на чередовании разнохарактерных эпизодов, рождающих ощущение свободной фантазии.
На пороге своего 60-летия, в 1891 году, Иоганнес Брамс, закончив сочинение Струнного квартета (ор. 111), объявил о завершении композиторской деятельности. Но знакомство с известным кларнетистом Р. Мюльфельдом (1856-1907) заставило композитора отказаться от принятого решения. Брамс создает несколько сочинений для кларнета, среди которых — Две сонаты ор. 120, ставшие событием в музыкальной жизни Германии. Кларнет с его способностью быть выразителем лирических настроений и драматических коллизий, представать в разных обликах и всегда вносить неповторимую инструментальную краску открыл для Брамса новую возможность воплотить серьезные творческие замыслы. Масштабность и глубина, отличающие сочинения композитора в целом, проявились и в Сонате для кларнета № 1, четыре части которой (1. Allegro Appassionato. 2. Andante un poco adagio. 3. Allegretto grazioso. 4. Vivace) последовательно раскрывают этапы лирико-драматического повествования. Р. Мюльфельду и было посвящено произведение.
Три романса для гобоя и фортепиано оp. 94 были написаны Робертом Шуманом в качестве рождественского подарка его супруге Кларе Шуман в декабре 1849 года. Жанровое определение пьес («романсы») изначально подчеркнуло их лирическую образную сферу, где преобладают элегические настроения и лишь изредка вторгаются драматические нотки. Композитор тонально объединил романсы (крайние пьесы написаны в ля миноре, центральная — в Ля мажоре), словно подчеркивая их единство. В 1853 году произведение было переложено для виолончели (здесь инструмент играет на октаву ниже, чем в партии гобоя), но звучание приобрело более задушевный, почти интимный оттенок.
В 1936 году С.С. Прокофьев (1891-1953) заканчивает работу над балетом «Ромео и Джульетта», тогда же на основе балета им были созданы две Симфонические сюиты и уже год спустя — Десять пьес-транскрипций. Представление музыки балета в ином, не сценическом виде было во многом обусловлено отказом театров принимать в те годы балет к постановке. Но все изменится, когда балет все-таки будет исполнен на сцене Мариинского (Кировского) театра: его назовут одним из открытий в искусстве ХХ века. В фортепианный цикл Десять пьес-транскрипций композитор ввел номера, сохраняющие сюжетную канву балета, его основные образы, сценические ситуации. Блестящий пианист, Прокофьев сделал все, чтобы сценические сочинения в ином их качестве обрели новую концертную жизнь, что и произошло с его фортепианным циклом. Одним из самых известных стал эпизод «Монтекки и Капулетти» (Танец рыцарей), раскрывающий образы враждующих семейств.
Опера «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого создавалась С. С. Прокофьевым на протяжении нескольких лет: замысел сочинения относится к весне 1941 года, а первое (концертное) исполнение состоялась в октябре 1945 года. Но над сочинением композитор продолжал работать и в последующие годы. Трудность создания произведения на основе одного из самых выдающихся и масштабных романов мировой литературы была успешно преодолена композитором, предложившим гениальную музыкальную версию сочинения. Столь значимый образ Наташи Ростовой был многопланово раскрыт С. С. Прокофьевым, а одной из самых известных становится вторая картина «Бал у екатерининского вельможи», сюжетно раскрывающая эпизод первого бала героини. Здесь действие разворачивается на фоне танцев, одним из них становится Вальс. Его пленительная тема рисует зарождение любви князя Андрея и Наташи и становится ее символом, проходящим через все сочинение. Концертная обработка Вальса для фортепиано была выполнена известным пианистом Н.Я. Перельманом.
Выдающийся испанский скрипач и композитор Пабло Сарасате считался одним из самых блестящих виртуозов своего времени, концертировавшим по всему миру, в том числе и в России (начиная с 1876 года). Многие композиторы считали за честь написать сочинения для Сарасате, в числе таких посвященных опусов — «Испанская симфония» Э. Лало, «Интродукция и Рондо каприччиозо» и Третий скрипичный концерт К. Сен-Санса. Выдающийся скрипач Л. Ауэр писал: «Сарасате — феноменальное явление. Так, как звучит его скрипка, так она никогда и ни у кого не звучала». Для своего инструмента сам Сарасате создал целый ряд сочинений, дающих возможность исполнителю продемонстрировать виртуозную технику. Фантазия на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен» была написана в 1883 году, Сарасате постоянно, с неизменным успехом исполнял ее в концертах. В Фантазию вошли основные эпизоды оперы, четыре из которых включены в программу сегодняшнего концерта:
- Антракт. Allegro moderato (Aragonaise), построенное на материале антракта к 4-му действию.
- Хабанера Кармен «У любви как у пташки крылья» (1 действие).
- Сегидилья Кармен «Там, близ Севильи» (1 действие).
- Цыганская пляска «Цыган веселая семья» (2 действие).
Фантазия прозвучит в переложении для кларнета, выполненном известным современным французским кларнетистом Николя Бальдеру.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин