350 - 400 руб.
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Р. Штраус (1864-1949).
Концерт для гобоя и малого оркестра ре мажор AV144, TrV 292
Елизавета Тананыкина (гобой)
П. Чайковский (1840-1893).
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром ля мажор op.33 (ред. В. Фитценгагена)
Данила Владыко (виолончель)
II отделение
С. Кусевицкий (1874-1951).
Концерт для контрабаса с оркестром фа-диез минор ор.3
Даниил Фурман (контрабас)
Ф. Лист (1811–1886).
Концерт №1 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор S.124
Виталий Петров (фортепиано)
Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр
Дирижер Заслуженный артист России Александр Титов
О программе концерта
Рихард Штраус – один из выдающихся немецких композиторов и дирижеров конца XIX – первой половины ХХ века, автор многих новаторских произведений. Он создавал сочинения в различных жанрах, среди которых — оперы, балеты, симфонические поэмы, музыка к драматическим спектаклям, хоровые произведения, романсы. В основе его произведений часто лежали известные сочинения Ф. Ницше, Ж.-Б. Мольера, Сервантеса и многих других литераторов и философов. Современники отмечали необычайное новаторство Р. Штрауса в области драматургии, гармонии, оркестровки. Друг композитора, известный французский писатель Р. Роллан писал о нем: «Воля у него героическая, покоряющая, страстная и могучая до величия. Вот чем Рихард Штраус велик, вот в чем он уникум в настоящее время. В нем чувствуется сила, властвующая над людьми. Эти-то героические стороны и делают его преемником какой-то части мыслей Бетховена и Вагнера. Эти-то стороны и делают его одним из поэтов, — быть может, самым крупным современной Германии». Концерт для гобоя был написан Р. Штраусом в 1945 году, когда композитору был уже 81 год. Создавая Концерт, он, вспоминая войну, отмечал: «Я не выношу трагической атмосферы современности. Я имею право писать ту музыку, какая мне нравится, не правда ли?». Концерт для гобоя и малого оркестра был написан в результате визита к композитору американских военных после войны. Поводом послужила просьба американского солдата Дж. де Ланси, бывшего до войны гобоистом одного из симфонических оркестров, создать для него опус для солирующего инструмента, что композитор и осуществил. В своем сочинении Р. Штраус как бы возвращается к традиционному концертному жанру эпохи Гайдна и Моцарта, создавая мажорное, светлое по характеру и средствам выразительности произведение. В то же время в Концерте очевидно проявляются черты композитора-новатора: сохраняя традиционное последование частей, Р. Штраус выстраивает материал так, что одна часть перетекает в другую без перерыва; в мелодической самостоятельности каждой части просвечивает краткий сквозной мотив, проявляющийся во многих темах; «облегченная» партия малого оркестра не скрывает мастера сложнейшего симфонического письма. Свое сочинение Р. Штраус посвятил его первым исполнителям – Симфоническому оркестру Тонхалле (Цюрих) и дирижеру Андреа Фолькмару.
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (1876–1877) П.И. Чайковский посвятил известному музыканту Вильгельму Фитценгагену, который многое сделал для редактирования сольной партии и в исполнении которого сочинение впервые прозвучало.
Называя свое произведение «Вариациями на тему рококо», Чайковский подчеркивал связь основной темы сочинения с искусством XVIII века, с его камерностью, миниатюрностью форм, отказом от сложности музыкального языка, обилием изысканных мелизматических украшений. Характер темы «Вариаций», близкий по звучанию темам «галантного» стиля, отразил увлечение композитором музыкой той эпохи, в первую очередь, В.А. Моцарта (позднее Чайковский еще не раз будет подчеркивать эти связи, они отчетливо проявятся в симфонической сюите «Моцартиана» и пасторали из «Пиковой дамы»).
Свое сочинение Чайковский выстраивает как изящный дивертисмент, где группы вариаций чередуются с чисто оркестровыми эпизодами или каденциями. Тема (не заимствованная, а написанная им самим), полная мелодического обаяния и лирической выразительности, многогранно представлена композитором в восьми вариациях. Партия виолончели, кажется, позволяет показать безграничные выразительные и технические возможности инструмента. Стиль сочинения подчеркивается и составом оркестра; камерный, истинной «моцартовский», оркестр создает изысканный фон для солирующей виолончели. После исполнения «Вариаций на тему рококо» на фестивале в Висбадене в 1879 году Фитценгаген писал Чайковскому: «Мне доставляет громадное удовольствие сообщить Вам, что я произвел Вашими вариациями громадный фурор! Меня вызывали три раза даже во время исполнения, а после вариации Andante бурно аплодировали. Лист по поводу Вашего произведения заметил: «Вот это, наконец, настоящая музыка!».
Творчество Сергея Александровича Кусевицкого – русского дирижера и контрабасиста-виртуоза, принадлежит не только России, но и США, где он работал с 1920-х годов. Будучи тесно связанным со многими мировыми знаменитостями своего времени, он выступал как исполнитель сочинений выдающихся и начинающих музыкантов. В качестве композитора Кусевицкий оставил, среди прочего, и ряд пьес для контрабаса, с которым было связано становление его как профессионального музыканта. Прекрасное знание возможностей инструмента, техническая виртуозность, интересное образное решение позволили сочинениям Кусевицкого войти в репертуар каждого контрабасиста. Русский музыковед В.П. Коломийцев писал о Кусевицком: «Кто никогда не слыхал его игры на контрабасе, тот не может себе и представить, какие нежные и легкокрылые звуки извлекает он из столь мало, казалось бы, благодарного инструмента, обыкновенно служащего лишь массивным фундаментом оркестрового ансамбля. Только очень немногие виолончелисты и скрипачи обладают такой красотой тона и так мастерски владеют своими четырьмя струнами». Эти качества в полной мере отразились в созданном Кусевицким в 1902 году Концерте для контрабаса с оркестром фа диез минор, который занял прочное место в репертуаре контрабасистов. Традиционная трехчастная форма Концерта (Allegro – Andante – Allegro) с устойчивым соотношением частей поражает в то же время небывалым открытием с точки зрения художественно-выразительных и виртуозно-технических возможностей столь «неконцертного» инструмента. Композитор продолжает здесь традиции русского сольного концерта, выстраивая его как многоактную инструментальную драму.
Концерт №1 для фортепиано с оркестром ми бемоль мажор выдающегося венгерского композитора Ференца Листа был написан в 1849 году, в период расцвета выступлений музыканта в качестве пианиста-виртуоза, хотя в дальнейшем Лист продолжал вносить в Концерт различные изменения. Премьерное исполнение произведения прошло в Веймаре в 1855 году, где автор исполнял сольную партию, а в качестве дирижера выступил великий Гектор Берлиоз.
Творение Листа утверждает в европейской музыке вид одночастного концерта, соединяющего в себе одновременно и черты цикла. Четыре раздела (Allegro maestoso - Quasi Adagio - Allegretto vivace. Allegro animato - Allegro marziale animato), идущие без перерыва, как бы раздвигают привычные рамки концерта, переводя его в жанр поэмы, позволяя многогранно раскрыть основные образы. Сквозным элементом, проходящим через весь Концерт, становится начальный четырехзвучный мотив, возникающий в разных эпизодах сочинения и приобретающий то грозный, устрашающий, то триумфально-победный характер.
проф. З.М. Гусейнова
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин