7-20 €
Австрия, Линц, Untere Donaulände, 7
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+43 (732) 7612-0
С. Прокофьев (1891-1953).
Соната для виолончели и фортепиано до мажор op.119
И. Стравинский (1882-1971) – Г. Пятигорский.
«Итальянская сюита» для виолончели и фортепиано (1932)
М. Ростропович (1927-2007). «Юмореска» до мажор op.5
Василий Степанов (виолончель)
Партия фортепиано Лауреат XVI международного конкурса им. Чайковского (2019) Алексей Мельников
II отделение
С. Рахманинов (1873-1943).
Вариации на тему Корелли для фортепиано op.42
Этюды-картины op. 39
Этюд-картина №2 ля минор
Этюд-картина №5 ми-бемоль минор
Этюд-картина №6 ля минор
Этюд-картина №8 ре минор
Этюд-картина №9 ре мажор
Алексей Мельников (фортепиано)
Исполняет
КОНЦЕРТ ОТМЕНЁН (« подробнее)
О программе концерта
Масштабное и разнообразное в жанровом отношении наследие С.С. Прокофьева (1891-1953) содержит и ряд поразительных камерно-инструментальных сочинений, среди которых выделяется его Соната для виолончели и фортепиано до мажор (1949). После первого исполнения Сонаты (1 марта 1950 года в Малом зале Московской консерватории) друг композитора Н.Я. Мясковский записал в своем дневнике: «Вчера Ростропович и Рихтер играли открыто Виолончельную сонату Прокофьева – первоклассное, изумительное произведение». Эти слова предопределили творческую судьбу нового сочинения.
Композитор ввел в Сонату в качестве эпиграфа слова М. Горького «Человек — это звучит гордо», определяя тем самым образный строй сочинения: масштабность, возвышенность, могучую силу и интеллект. Сохраняя трехчастное строение (I. Andante grave. II. Moderato. III Allegro ma non troppo), композитор в каждой из частей разрабатывает самостоятельную образную сферу: эпичность первой части сменяется юмористическим, подчас озорным звучанием второй, и обе эти линии завершают свое развитие в третьей части, дополненные разнохарактерными, энергичными лирико-драматическими элементами. Очень важна заключительная кода: она построена на главной теме из первой части, которая теперь звучит как апофеоз, обрамляя таким образом и достойно завершая инструментальный цикл.
В 1920 году И.Ф. Стравинский (1882-1971) пишет «Пульчинеллу» – одноактный балет с пением, используя при этом музыку итальянского композитора XVIII века Дж. Перголези и его современников. Балет «Пульчинелла» стал первым опытом Стравинского в стиле неоклассицизма. Здесь композитор переосмысливает традиционные жанры и стилевые черты итальянского классицизма, трактуя их с точки зрения композитора ХХ века. Либретто по мотивам неаполитанской сказки было выполнено известным балетмейстером Л. Мясиным, оформлял спектакль П. Пикассо. В 1932 году композитор в сотрудничестве с выдающимся виолончелистом Григорием Пятигорским создал на основе балета концертное сочинение для виолончели и фортепиано, назвав его «Итальянская сюита». В него вошли самые красочные эпизоды балета: 1. театрально-яркая Интродукция, 2. Задумчивая, лирическая Серенада, 3. пародийно-гротескная Ария, 4. бойкая Тарантелла, 5. стилизованный Менуэт и феерический Финал. Стравинский использовал все художественные и технические возможности виолончели как солирующего инструмента, во многом придав его звучанию яркую театральность.
«Юмореска» — единственное сочинение выдающегося виолончелиста и дирижера М.Л. Ростроповича (1927—2007), написанное им для своего инструмента. Насыщенная моторикой, немыслимо трудная в техническом отношении, рассчитанная на виртуозное исполнения, эта короткая блестящая пьеса очень забавна, она в полной мере отвечает своему названию.
Вариации на тему Корелли ор.42 были написаны С.В. Рахманиновым в зарубежный период его жизни, летом 1931 года во Франции. Тема для Вариаций была заимствована Рахманиновым из Сонаты для скрипки и бассо континуо № 12 итальянского скрипача и композитора 17 века А. Корелли, который включил в свое сочинение тему старинной португальской танцевальной «фолии» и которую позднее использовали многие композиторы, в числе которых — А. Вивальди, Ф. Лист, А. Алябьев. Обратившись к старинной теме, Рахманинов предопределяет общее содержание произведения, в двадцати вариациях которого возникают и медленная хоральность, и бесконечная лирика, и роковая страсть, и ужасающая мертвенность. Вариации на тему Корелли, начинаясь и завершаясь медленными пьесами, обладают интересной особенностью строения: между 13 и 14 вариациями неожиданно возникает Интермеццо, близкое по характеру скрипичным каденциям, словно воспоминание о блестящем скрипаче прошлого. «Скрытая программность» сочинения усиливается, благодаря включению в цикл в завуалированном виде мотива средневекового гимна «Dies irae», подчеркивающего таинственность произведения и придающего ему особую сумрачность.
В творчестве Сергея Васильевича Рахманинова жанр фортепианного этюда перестает быть только виртуозно-технической пьесой; он получает у композитора название «Этюд-картина», где на первый план, как у Ф. Листа и Ф. Шопена, выходит образная идея. Композитор объединяет этюды в циклы, в частности, в ор. 39 (1917), где каждая из девяти пьес несет в себе высокий художественный смысл, не утрачивая при этом сложнейшей технической задачи. Рахманинов раскрывает в цикле необычайно широкий спектр человеческих переживаний, заставляя по-новому воспринимать характерные образы Родины, ее бесконечных полей, звучание колоколов.
Этюд-картина № 2 ля минор, Lento assai (в соответствии с авторским комментарием — «Море и чайки») — музыкальная картина морского штиля, пронизанная интонациями Dies irae.
Этюд-картина № 5 ми-бемоль минор, Appassionato; его часто называют «русской Аппассионатой», где звучность фортепиано приближается к оркестровой. Лишь в конце, в коде возникает светлый, хрупкий образ надежды, словно лишь он один оказывается способным противостоять ударам судьбы.
Этюд-картина № 6 ля минор, Allegro, внешне — воплощение образов сказки о Красной шапочке и Сером волке, в реальности же передающий напряженную конфликтность и столкновение доброго и злого начала.
Этюд-картина № 8 ре минор, Allegro moderato звучит как баркарола. Композитор сохраняет в пьесе традиционный размер, характер мерного покачивания, на фоне которого бесконечно развивается короткая основная запевка.
Этюд-картина № 9 ре мажор, Allegro moderate. Tempo di Marcia — единственная мажорная и самая многокрасочная пьеса в цикле. По словам композитора здесь изображена «сцена на ярмарке и, кроме того, здесь есть черты восточного марша». Богатство интонаций дополняется колокольным звучанием, пронизывающим пьесу.
Проф. З.М. Гусейнова
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин