300 - 400 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Л. ван Бетховен (1770-1827).
Соната №22 для фортепиано фа мажор op.54
Л. ван Бетховен (1770-1827).
Соната №24 для фортепиано фа-диез мажор op.78
Роман Соснин (фортепиано)
С. Рахманинов (1873-1943).
Вариации на тему Корелли для фортепиано ре минор op.42
Ф. Лист (1811-1886).
«Мефисто-вальс» №1 для фортепиано S.514
Максим Ли (фортепиано)
О программе концерта
Фортепианная соната № 22 фа мажор Людвига ван Бетховена создавалась в 1803-1804 годах. Она принадлежит к числу редко исполняемых сонат как при жизни композитора, так и в наши дни. Пианисты и исследователи отводили ей в наследии Бетховена скромное место. Ромен Роллан писал, что композитор здесь «разрешает главным образом технические проблемы, не заботясь особенно о музыкальной или выразительной мысли». Однако, за внешней сдержанностью и скромностью в Сонате скрываются активные поиски Бетховеном новых выразительных пластов, которые приведут к динамизму и трагедийности будущих сочинений композитора. Соната выделяется особенностями строения. Она двухчастна, и каждая из частей лишь условно может быть отнесена к той или иной музыкальной форме. Первая часть (In tempo d'un Menuetto — В характере менуэта) состоит из трех разделов, завершающихся кодой. Подчеркнутая «старомодность» основной темы менуэта очень скоро разрушается, превращаясь то в динамичную пьесу, то в мягкую элегию, но периодически возвращаясь к исходному состоянию. Вторая часть (неистовое Allegretto) необычна отсутствием ярко выраженной темы; это, скорее, общие формы движения. Просматривающаяся в ней форма рондо создается, по словам Б. В. Асафьева, «при непрерывном мерном беге подвижных линий: своего рода perpetuum mobile («вечное движение»)».
Фортепианная соната №24 фа-диез мажор была написана Л. ван Бетховеном в 1809 году, она положила начало новому образному строю его сонат, в которых преобладали созерцательные настроения, философское раздумье. Композитор создал сочинение для своей ученицы графини Терезы фон Брунсвик, к которой испытывал чувство глубокой привязанности. Бетховен хранил у себя портрет графини с надписью, сделанной ее рукой: «Редкостному гению, великому художнику, прекрасному человеку». Соната № 24, ставшая своеобразным отражением чувств композитора, была ему очень дорога. Сочинение написано в двух частях, где каждая из частей сравнительно невелика по масштабам, и раскрывает два контрастных настроения. Первая часть Adagio cantabile. Allegro ma non troppo отличается сдержанностью, лаконичностью высказывания, проявляющиеся здесь подчас черты хоральности придают звучанию некоторую отстраненность. Вторая часть Allegro vivace, напротив, представляет собой одну из самых изящных пьес, созданных Бетховеном; она наполнена, живыми, изменчивыми интонациями, танцевальными элементами, словно напоминающими о другом образе Терезы фон Брунсвик — любительнице балов и «прекрасной даме».
Вариации на тему Корелли ор. 42 были написаны С.В. Рахманиновым в зарубежный период его жизни, летом 1931 года во Франции. Тема для Вариаций была заимствована Рахманиновым из Сонаты для скрипки и бассо континуо № 12 итальянского скрипача и композитора 17 века А. Корелли, который включил в свое сочинение тему старинной португальской танцевальной «фолии» и которую позднее использовали многие композиторы, в числе которых — А. Вивальди, Ф. Лист, А. Алябьев. Обратившись к старинной теме, Рахманинов предопределяет общее содержание произведения, в двадцати вариациях которого возникают и медленная хоральность, и бесконечная лирика, и роковая страсть, и ужасающая мертвенность. Вариации на тему Корелли, начинаясь и завершаясь медленными пьесами, обладают интересной особенностью строения: между 13 и 14 вариациями неожиданно возникает Интермеццо, близкое по характеру скрипичным каденциям, словно воспоминание о блестящем скрипаче прошлого. «Скрытая программность» сочинения усиливается, благодаря включению в цикл в завуалированном виде мотива средневекового гимна «Dies irae», подчеркивающего таинственность произведения и придающего ему особую сумрачность. Вариации на тему Корелли автор посвятил австро–американскому скрипачу и композитору Фрицу Крейслеру (1875–1962), с которым выступал в концертах и с которым его связывали дружеские отношения.
Образы Мефистофеля и Фауста ярко представлены в творческом наследии Ференца Листа. Среди сочинений, посвященных этой теме, выделяются его «Фауст-симфония», Фортепианная соната си минор и три «Мефисто-вальса». Первый из них, написанный автором в 1860-х годах, первоначально создавался как оркестровая пьеса и образовывал вторую часть оркестрового диптиха «Два эпизода из “Фауста” Ленау» (Николаус Ленау – австрийский поэт-романтик первой половины XIX века). Первая часть диптиха — «Ночное шествие», не привлекла внимание слушателей, зато вторая часть «Танец в деревенском кабачке» («Мефисто-вальс») стала одним из самых известных в творчестве композитора, особенно в авторской фортепианной версии. В программе пьесы соединены два стихотворных фрагмента. Сначала слышен диалог Мефистофеля и Фауста у окна деревенского кабачка, где проходит веселая пирушка. Затем представлена сцена, где Фауст очарован местной девушкой. Мефистофель отбирает скрипку у деревенского музыканта, начинает играть — и все пускаются в пляс. Фауст, танцуя, увлекает за собой девушку. Звуки дьявольской скрипки преследуют их и в саду, и на лугу, и в лесу... Но музыка «Мефисто-вальса» не является иллюстрацией литературной программы, она рождается как самостоятельная, по театральному образная музыкальная сцена, способная передать не столько события, сколько их психологический и художественный смысл. Свое сочинение композитор посвятил любимому ученику, польскому пианисту–виртуозу Карлу Таузигу (1841–1871).
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин