250 - 300 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
"Чувства, думы, порывы..."
И. Брамс (1833-1897).
Вариации на тему Шумана для фортепиано op.9
А. Скрябин (1872-1915).
Соната №4 для фортепиано фа-диез мажор op.30
Дмитрий Феденко (фортепиано)
П. Чайковский (1840-1893).
«Думка. Русская сельская сценка» для фортепиано до минор op.59
Ф. Лист (1811-1886).
Трансцендентный этюд №12 «Метель» для фортепиано си-бемоль минор S.139
С. Ляпунов (1859-1924).
Трансцендентный этюд №10 «Лезгинка» для фортепиано си минор op.11
Данил Ростовцев (фортепиано)
О программе концерта
В инструментальном наследии немецкого композитора Иоганнеса Брамса жанр вариаций представлен многопланово и разнообразно. Б. В. Асафьев писал: «Брамс – великий мастер вариаций». В качестве тем для своих сочинений композитор часто использовал мелодии других авторов, в частности, Г.Ф. Генделя, И. Гайдна, Н. Паганини. Одной из вершин фортепианных сочинений Брамса считаются ранние Вариации на тему Шумана ор. 9, созданные композитором в 1854 году. На автографе произведения рукой композитора написано: «Небольшие вариации на Его тему, посвященные Ей», то есть Кларе Шуман-Вик, к которой молодой автор испытывал трепетные чувства. Брамс создает цикл из 16-ти вариаций, в качестве основной темы используя тему первого «Листка из альбома» из сборника «Пестрые листки» ор. 99 Шумана. Но связь этим не ограничивается. Вариация № 9 у Брамса — это парафраз второго «Листка из альбома», в вариации № 10 звучит тема Клары Вик из шумановского Экспромта ор. 5 № 1; возникают и другие музыкальные параллели. Художественный строй сочинения воссоздает значимый для Шумана парный образ мятущегося Флорестана и лирического Эвзебия, так или иначе обозначенных в вариациях. Каждая из контрастных по настроению пьес цикла свободно развивает шумановскую тему, превращая их в истинно брамсовское творение — мощное, масштабное, глубокое по содержанию.
Лето 1903 года оказалось для Александра Николаевича Скрябина необычайно насыщенным: за несколько месяцев им было написано около 40 фортепианных произведений, в число которых вошла и Четвертая соната фа-диез мажор, созданная всего за два дня. После того, как Соната была опубликована, Скрябин пришел к мысли о необходимости предпослать ей пояснение, раскрывающее содержание произведения: «В тумане легком и прозрачном, вдали затерянная, но ясная, — звезда мерцает светом нежным. О, как она прекрасна! Баюкает меня, ласкает, манит лучей прелестных тайна голубая... Приблизиться к тебе, — звезда далекая! В лучах дрожащих утонуть — сияние дивное! То желание острое, безумия полное и столь сладостное, что всегда, вечно хотел бы желать без цели иной, как желание само... Но нет! В радостном взлете ввысь устремляюсь... Танец безумный! Опьянение блаженства! Я к тебе, светило чудное, устремляю свой полет! — К тебе, мною свободно созданному, чтобы целью быть полету свободному! В игре моей капризной о тебе я забываю. В вихре, меня уносящем, от тебя я удаляюсь. — В жгучей радости желания исчезает цель далекая... Но мне вечно ты сияешь, ибо вечно я желаю! И в солнце горящее, в пожар сверкающий ты разгораешься, — сияние нежное! Желанием безумным к тебе я приблизился! В твоих искрящихся волнах утопаю... И пью тебя — о, море света! Я, свет, тебя поглощаю!». В этой программе — прекрасном лирическом эссе — заключено конкретное описание музыки Сонаты. Она состоит из двух частей (1. Andante, 2. Prestissimo volando), звучащих без перерыва. Очень важен в обеих частях образ «далекой звезды», возникающей в различном облачении и олицетворяющей для композитора его устремленность — «полет» — к неведомому идеалу.
Создание фортепианной «Думки» обусловлено в творчестве П. И. Чайковского (несмотря на название и тем более подзаголовок сочинения «Русская сельская сцена») заказом пьесы композитору в 1886 году парижского издателя Ф. Макара и посвящением ее французскому пианисту Антуану Франсуа Мармонтелю. Жанр думки, идущий от украинской народной песенности, связанной обычно с передачей горестных размышлений, под пером Чайковского обрел черты рапсодичности (не случайно композитор называл свою пьесу «рапсодией») — свободной фантазии на разнохарактерные фольклорные темы.
К жанру фортепианного этюда Ференц Лист обратился уже в начале творческого пути. Особое место в его наследии занимают 12 «Трансцендентных этюдов» («Этюдов высшего исполнительского мастерства»), где слово «трансцендентность» (с точки зрения философии обозначающее нечто запредельное по отношению к миру явлений и недоступное теоретическому познанию) соответствует уровню виртуозности. Над циклом этюдов Лист работал более четверти века, внося в него изменения по мере эволюции творческих устремлений: от технических пьес в русле «Школы беглости» К. Черни – к ярким романтическим поэмам, где виртуозный блеск и техническая задача всецело подчинялись поэтическому замыслу. Большая часть этюдов имеет скрытую или явную программность, которая проявляется в названиях сочинений или авторских указаниях особенностей исполнения. Лист сам классифицировал виды фортепианной техники в этюдах: а) октавы и аккорды, б) тремоло, в) двойные ноты, г) гаммы и арпеджио. Образно же пьесы представляют собой картины природы, фантастические сцены, лирические и героические эпизоды. Этюд «Метель» — завершающая пьеса цикла, где в соответствии с замыслом, господствует вихревое звучание.
Сергей Михайлович Ляпунов — известный русский композитор, пианист, дирижер, закончивший в 1883 году Московскую консерваторию по классу фортепиано К. Клиндворта и композиции по классу С. И. Танеева. По рекомендации М. А. Балакирева он работал в Петербурге сначала в Певческой капелле, затем в качестве профессора консерватории. Среди его многочисленных фортепианных опусов особое место занимают Двенадцать трансцендентных этюдов — программные сочинения, создававшиеся в период с 1897 по 1895 год. Они были задуманы Ляпуновым как своеобразное продолжение Трансцендентных этюдов Ф. Листа, посвящены венгерскому музыканту, а последний из его этюдов носит название «Элегия памяти Листа». Этюды С. М. Ляпунова разнообразны по содержанию, по образному строю, в каждый из них заложена определенная техническая задача. Два этюда связаны с образами Кавказа: № 4 «Терек» и № 10 «Лезгинка», в которой отчетливо просматривается образная и интонационная преемственность по отношению к «Половецким пляскам» А. П. Бородина и особенно «Исламею» М. А. Балакирева. В то же время «Лезгинка» С. М. Ляпунова превосходит их по степени виртуозности, по исполнительской сложности, по фактурной насыщенности, что в итоге позволило автору создать запоминающийся образ огневой кавказской пляски.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин