24
декабря
Четверг
19:00
2020
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
ОНЛАЙН-концерт
Рождественский концерт

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Г. Форе ( 1845-1924). Фантазия для флейты и фортепиано op.79

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Анна Щулькина (флейта)
Партия фортепиано – Елизавета Украинская

А. Баццини (1818–1897). - Дж. Гарднер. 
«Хоровод гномов» 
(переложение для кларнета и фортепиано)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Алексей Шипунов (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Алексей Шпаков

С. Прокофьев (1891-1953). Соната для флейты и фортепиано ре мажор op.94 
I. Moderato - II. Scherzo

Исполняет
Владислав Прядкин (флейта)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Алексей Шпаков

Ф. Шопен (1810-1849). Скерцо № 4 для фортепиано ми мажор op. 54 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Елизавета Украинская (фортепиано)

К. Сен-Санс (1835-1921). Интродукция и рондо каприччиозо ор.28 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Арсения Сибилёва (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Алексей Шпаков

П. Чайковский (1840-1893). "Времена года"  ор.37bis 
«Ноябрь. На тройке» - «Декабрь. Святки» - «Февраль. Масленица»

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Андрей Телков (фортепиано)

IN ENGLISH

Исполняет
ОНЛАЙН-КОНЦЕРТ (« подробнее)

О программе концерта

Французский композитор Габриэль Форе завоевал известность как один из ярких представителей национального искусства, ученик К. Сен-Санса, директор Парижской консерватории, автор сочинений для многих инструментов, наполненных изяществом, особой красотой и богатством звучания. К. Дебюсси называл его «мастером очарований». Форе был тесно связан с салоном Полины Виардо, где познакомился в свое время со многими деятелями русского искусства, в 1909 году он приезжал с концертами в Россию. Среди многочисленных сочинений композитора Фантазия для флейты и фортепиано – характерный образец инструментального сочинения Форе. В нем сочетаются мягкая французская лирика и юмористическое отношение к окружающей действительности, темперамент уроженца юга Франции и доброта мудрого философа, радующегося миру и воспринимающего его таким, каков он есть. Фантазия посвящена французскому флейтисту Полю Таффанелю.
 
Антонио Баццини (иногда его указывают как «Бадзини») — известный итальянский скрипач, композитор, педагог 19 века. В своих сочинениях, преимущественно для скрипки, он продолжал традиции исполнительства Н. Паганини, сосредотачиваясь в основном на виртуозной стороне произведений. К таковым относится знаменитое «фантастическое скерцо» для скрипки и фортепиано «Хоровод гномов» ор. 25 (написано предположительно в 1853 году). Дикая, неистовая пляска волшебных существ словно заставляет виртуозов состязаться в темпе ее исполнения. В концерте «Хоровод гномов» прозвучит в переложении Дж. Гарднера для кларнета и фортепиано.
 
Соната для флейты и фортепиано была написана С.С. Прокофьевым в 1943 году, но, несмотря на работу в военные годы, композитор создает светлое, оптимистичное произведение. Это виртуозное, изящное, очень красивое сочинение, звучание которого всецело обусловлено возможностями флейты. Художественный строй Сонаты оказался созвучен многим опусам Прокофьева; здесь слышны отголоски «Ромео и Джульетты», интонации «Войны и мира» и других произведений. В Сонате лирическое начало господствует в первой части (Moderato), контрастом по отношению к ней возникает вторая часть (Скерцо), наполненная столь характерными для Прокофьева гротесковыми интонациями.
 
Скерцо №4 ми-мажор ор.54 Фридерик Шопен (1810-1849) написал в 1842 году. Оно – последнее из произведений данного жанра в творчестве композитора. Ранее скерцо преимущественно использовалось как часть сонатно-симфонического цикла, у Шопена же оно становится самостоятельной пьесой, содержание которой – остродраматическое, многоплановое, с прекрасными лирическими эпизодами. Скерцо у Шопена в большинстве случаев преодолевает свое назначение быть «шуткой». Данное сочинение композитор создал после трагической смерти от чахотки одного из самых близких друзей Яна Матушиньского. Но это испытание, как и целый ряд других, вызвали к жизни сочинения, которые могут рассматриваться как нравственное преодоление невзгод, облеченное в драматичную, но жизнеутверждающую форму. Отсюда – и яркая мажорная тональность, и внутренняя сила, и виртуозность произведения.
 
Наиболее яркой областью творчества известного французского композитора, пианиста, органиста, дирижера Камиля Сен-Санса, пользовавшегося большой популярностью у современников, дважды приезжавшего в Россию (в 1875 и 1887 годах), была инструментальная музыка. Удивительная образность, картинность, блестящая виртуозность, тонкий юмор отличают многие сочинения композитора, в том числе самое исполняемое — Интродукцию и Рондо-каприччиозо для солирующей скрипки, написанное в 1863 году. Открывая произведение медленной Интродукцией (Andante), композитор далее переводит музыкальное действие в сферу необыкновенно яркого, «капризного рондо» (Allegro ma non troppо), рисующего образ безудержного, искрометного веселья. Партия солирующей скрипки с ее виртуозными пассажами импровизационного характера, открытость каждого музыкального эпизода – все это способствует созданию свободной, «полетной» формы, характерной для истинно концертной пьесы.
 
В концерте прозвучат фортепианные сочинения П.И. Чайковского, объединенные одним опусом 37. Известный фортепианный цикл «Времена года», состоящий из 12-ти характеристических картин, соответствующих 12-ти месяцам года, был заказан композитору в 1875 году издателем журнала «Нувеллист» Н.М. Бернардом, с которым сотрудничал Чайковский. Бернардом же были предложены и названия пьес, которые композитор ввел в цикл. При издании в журнале пьесам были также предпосланы поэтические эпиграфы. Создавая свои цикл, Чайковский запечатлевал столь близкие его сердцу образы природы и поэтичные картинки. Пьесы не были рассчитаны на внешнюю эффектность и виртуозность, они, скорее, стремились раскрыть душевные переживания человека, сопричастного природе и тонко ее воспринимающего. В программу концерта включены  три пьесы цикла
Композитор в передаче образов природы и человеческих ощущений использует различные художественные приемы. Картинность и в то же время высокая духовность звучания отмечается в пьесе «На тройке» и праздничной картинке «Святки». Другая группа пьес — это яркие жанровые зарисовки, среди которых представлена буйная «Масленица».

11. "На тройке". Ноябрь:
      "Не гляди же с тоской на дорогу
      И за тройкой вослед не спеши,
      И тоскливую в сердце тревогу
      Поскорей навсегда затуши."
            Н.А.Некрасов.
12. "Святки". Декабрь:
      Раз в крещенский вечерок
      Девушки гадали,
      За ворота башмачок,
      Сняв с ноги, бросали."
            В.А.Жуковский
2. "Масленица". Февраль:
      "Скоро масленицы бойкой
      Закипит широкий пир."
            П.А.Вяземский.
Профессор З.М. Гусейнова

 

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Андрей Телков