400 - 800 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Д. Шостакович (1906-1975).
Концерт №1 для скрипки с оркестром ля минор op.77
Равиль Ислямов (скрипка)
II отделение
Н. Метнер (1879-1951).
Концерт №1 для фортепиано с оркестром до минор op.33
Мирослав Култышев (фортепиано)
Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер Игорь Манашеров
О программе концерта
Концерт для скрипки с оркестром № 1 (ля минор) был создан Д.Д. Шостаковичем в 1948 году и посвящен выдающемуся скрипачу Давиду Ойстраху. Их дружба, зародившаяся в начале 1930-х годов и продолжавшаяся до последних дней виртуоза (он скончался в 1974 году), вдохновила Шостаковича на создание ряда произведений для скрипки, в том числе двух концертов. Первый концерт отличается особой глубиной содержания и масштабностью формы. Композитор расширяет границы традиционного трехчастного концертного цикла, приближая Концерт к жанру монументальной симфонии. Не случайно сам Шостакович называл Первый скрипичный концерт «симфонией для скрипки соло и оркестра». Четыре части Концерта: I. Ноктюрн (Moderato), II. Скерцо (Allegro), III. Пассакалья (Andante), IV. Бурлеска (Allegro con brio) демонстрируют богатство образного содержания, представленного диапазоном настроений от лирического до трагического, а необычность формы (песенная первая часть, драматическая вторая, перемещение каденции солиста в третью часть) позволяют рассматривать его как уникальное явление в жанре концерта вообще. Композитор в определенный момент конкретизирует драматическую направленность сочинения, построив вторую часть на теме еврейской народной песни и усилив авторское начало, введя в текст Концерта свои музыкальные инициалы – тему D-eS-C-H (D. Sch.).
Известный композитор и пианист Николай Карлович Метнер принадлежал к выдающемуся поколению музыкантов, сформировавшемуся на рубеже XIX-XX веков, которые составляли славу и гордость русского искусства. Его сочинения, корнями уходившие в традиции романтиков, обретали особое национальное звучание, вдохновляемые новыми идеями, образами, выразительными средствами, характерными уже для нового столетия. Искусство Н. К. Метнера во многом сосредоточено в области фортепианной и камерно-вокальной литературы, где он выступает как яркий новатор, открывающий новые пути русской музыки. Грандиозный Фортепианный концерт до минор, соч. 33 Н. К. Метнер пишет в годы Первой мировой войны, этим во многом обусловлены драматический накал и острая конфликтность сочинения. Первые эскизы концерта относятся к началу 1915 года. Друг композитора, выдающийся пианист А. Б. Гольденвейзер вспоминал о Метнере в это время: «Он работал буквально с утра до вечера, с необычайным упорством и настойчивостью; до вечера ничего не ел и не пил». Партитура сочинения была завершена в 1917 году, а первое исполнение, прошедшее с большим успехом, состоялось 12 мая 1918 года в Москве, где автор выступил в качестве солиста, а оркестр прозвучал под управлением Сергея Кусевицкого (1875–1951). Пресса писала о «грандиозных овациях» Метнеру. Продолжая традиции листовских концертов, Н. К. Метнер решает свое сочинение как одночастную композицию, концентрируя в ее рамки богатейший спектр образных оттенков и настроений – от мятежно-трагических до лучезарных, от насмешливо-ироничных до радостно-торжествующих. Концерт отличается высочайшей виртуозностью, партия фортепиано здесь находится, казалось бы, за гранью исполнительских возможностей, но техническая сложность не становится для композитора самоцелью, она полностью подчинена раскрытию богатства и глубины человеческих переживаний. Свое сочинение композитор посвятил матери.
Проф. З.М. Гусейнова
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Академической Капеллы
- Алексеевского дворца
- в Билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
- В интернет-кассе KASSIR.RU
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин