25
декабря
Среда
19:00
2024
Стоимость билетов:
600 - 900 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
Рождественский концерт
I отделение

СМОТРЕТЬ: YOUTUBE / RUTUBE

И.С. Бах (1685-1750) – Э. Петри.
Ария «Schafe​ können sicher weiden» из Охотничьей кантаты
«Was mir behagt, ist nur die muntre Jagd» BWV 208 №9

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Елизавета Ключерёва (фортепиано)

А. Вивальди (1678-1741).
Соната для гобоя и бассо континуо до минор RV 53
I. Adagio – II. Allegro

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Герман Бюллер (гобой)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

М. Глинка (1804-1857) – М. Балакирев.
Романс «Жаворонок» из цикла «Прощание с Петербургом» BM 53
(транскрипция для фортепиано) (исполняется на арфе соло)

Исполняет – лауреат всероссийских и международных конкурсов
Алёна Соломкина (арфа)

Ж. Семлер-Коллери (1902-1988).
Баркарола и Вакхическая песня для бас-тромбона и фортепиано (1953)

Исполняет – лауреат IV Всероссийского музыкального конкурса
Владислав Щербаков (тромбон)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

П. Чайковский (1840-1893) – С. Бейлезон.
Русский танец из балета «Лебединое озеро» op.20
(переложение для кларнета и фортепиано)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Филипп Создателев (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

Е. Цимбалист (1889-1985).
Фантазия на темы из оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок»
для скрипки и фортепиано (1921) (исполняется на виолончели)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Тихон Евланов (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елизавета Ключерева
II отделение

З. Карг-Элерт (1877-1933).
Симфоническая канцона для флейты и фортепиано op.114

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Светлана Маренкова (флейта)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елизавета Ключерева

С. Кусевицкий (1874–1951).
2 пьесы для контрабаса и фортепиано op.1
№1 – Andante №2 – Petite valse
Юмореска для контрабаса и фортепиано op.4

Исполняет – лауреат международного конкурса
Арсений Газизов (контрабас)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

Ф. Верле (1929-2010).
«Золотой век ксилофона» для ксилофона и фортепиано (1987)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Андрей Тарануха (ударные инструменты)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

И. Брамс (1833-1897) – Ф. Крейслер. 
Венгерский танец №17 фа минор из Венгерских танцев
для фортепиано WoO 1 (переложение для скрипки и фортепиано)
 
И. Брамс (1833-1897) – Й. Иоахим. 
Венгерский танец №5 соль минор из Венгерских танцев
для фортепиано WoO 1 (переложение для скрипки и фортепиано)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Полторацкий (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елизавета Ключерева

П. Чайковский (1840-1893).
«Декабрь. Святки» из цикла «Времена года» для фортепиано op.37bis №12

П. Чайковский (1840-1893) – М. Плетнев. 
Andante Maestoso из Концертной сюиты из балета «Щелкунчик» op.71a
(переложение для фортепиано)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Елизавета Ключерёва (фортепиано)

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

В 1713 году И.С. Бах создал для Саксен-Вейсенфельского герцого Кристиана свою первую светскую кантату на текст С.Франка «Was mir behagt, ist nur die muntre Jagd» («То, что мне действительно нравится, это — живая охота!». С этих слов Дианы-охотницы начинается кантата). В честь  праздника была устроена большая охота, в числе приглашенных был композитор, и произведение для гостей прозвучало в охотничьем домике.  Кантата состоит из 15 частей, девятой частью которой является сопрановая ария Палес (древнеиталийская богиня, покровительница пастухов и скота) «Shafe können sicher weiden»Овцы могут в безопасности пастись»). Удивительная по красоте ария считается одной из самых замечательных в творчестве И. С. Баха. Она существует во множестве аранжировок для разных инструментов и составов. Выдающийся немецкий пианист Эгон Петри создал переложение арии «Shafe können sicher weiden» для фортепиано, обогатив звучание новыми инструментальными красками.
 
Имя Антонио Лучо Вивальди — венецианского композитора, скрипача, педагога, дирижёра известно в мире музыки как автора около 40 опер, множества инструментальных и оркестровых сочинений. Наибольшую известность ему принесла серия из 4-х скрипичных концертов «Времена года». В полной мере искусство Вивальди было открыто лишь в ХХ веке, хотя его влияние на европейскую музыку, в частности, в жанрах концерта и сонаты, испытали многие музыканты, в том числе – великий И.С. Бах. В жанре сонаты Вивальди написано более 100 произведений для различных инструментов с бассо континуо, среди них – четырехчастная Соната для гобоя и бассо континуо до минор  (I. Adagio. II. Allegro. III. Andante. IV. Allegro). Данный тип сонаты с чередованием частей «медленно-быстро-медленно-быстро» стал рассматриваться как универсальный. В быстрых частях Вивальди показывает активное движение, вводя танцевальные ритмы жиги или сальтареллы. Медленные части близки по характеру выразительным оперным ариям, часто задумчиво-лирическим. Небольшая по размерам, Соната для гобоя и бассо континуо воспринимается как выразительная зарисовка барочной сценки. В сегодняшнем концерте прозвучат две первые части произведения.
 
Романс «Жаворонок» М. И. Глинки входит в его вокальный цикл «Прощание с Петербургом», написанный на стихи Н. В. Кукольника в 1840 году. Простая, безыскусная мелодия романса близка по характеру народной песне, она передает богатую гамму чувств и переживаний музыканта. Исследователи называют произведение «своеобразной эмблемой творчества композитора». В середине 1860-х годов известный музыкант, глава «Могучей кучки» М. А. Балакирев выполнил транскрипцию романса для фортепиано, посвятив ее известному пианисту А. И. Дюбюку. Большой поклонник и последователь М. И. Глинки, Балакирев сделал очень многое для распространения его сочинений – исполнял их как пианист и дирижер, осуществлял редактирование, делал переложения для фортепиано. Обращение к «Жаворонку» стало важным этапом его творческой жизни: транскрипция остается одним из популярных сочинений русского концертного репертуара. В сегодняшнем концерте произведение будет исполнено на арфе.
 
В сравнительно небольшом творческом наследии французского композитора и дирижера Жюля Семлера-Коллери важное место отведено произведениям для духовых инструментов. Выразительный диптих, состоящий из Баркаролы (песня венецианского гондольера) и Вакхической песни (античная песня на пиру) построен как контрастное сопоставление диаметрально противоположных по характеру пьес, раскрывающих возможности инструмента в передаче и лирических, и активно-действенных состояний.
 
«Русский танец» является одним из номеров балета «Лебединое озеро», созданного П. И. Чайковским в 1877 году. Он был введен композитором в партитуру как вставной по просьбе знаменитой балерины П. М. Карпаковой. В основу либретто балета положены фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, рассказывающая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя злым колдуном. Балет заложил основы нового направления в жанре, превратив его из подбора отдельных номеров в драму с активно развивающимся сюжетом, переданным средствами танца. Новой была и музыка, переставшая быть сопровождением для хореографических движений и приобретшая самостоятельное симфоническое значение. Многие номера балета еще при жизни композитора обрели иную, концертную жизнь, в том числе — знаменитый «Русский танец». Известным русско-американским кларнетистом Семеном Бейлезоном было выполнено переложение этого балетного номера для кларнета и фортепиано.
 
Выдающийся американский скрипач и композитор Ефрем Цимбалист родился в Ростове-на-Дону, был выпускником Петербургской консерватории, которую он закончил по классу виднейшего педагога Л. Ауэра в 1907 году, то есть в последние годы работы в ней Н.А. Римского-Корсакова. С 1911 года он постоянно жил в США, гастролируя в различных странах мира, в том числе в СССР. Цимбалист был членом жюри нескольких конкурсов П. И. Чайковского. Свой концертный репертуар музыкант пополнял собственными сочинениями, в числе которых немалое место занимает жанр фантазии на темы из различных опер, например, «Кармен» Ж. Бизе и «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. Обращение к последней опере русского композитора стало своеобразной данью памяти великого художника. Использовав все основные мелодии оперы (тему Петушка, арию Шемаханской царицы и др.), Цимбалист создал яркую, виртуозную концертную пьесу свободной формы, словно заново разворачивая перед слушателями события вечной, неумирающей сказки.
 

Зигфрид Карг-Элерт – известный немецкий органист и композитор, создатель многих популярных сочинений, профессор Лейпцигской консерватории, активно участвовавший в современной музыкальной жизни страны. В 1935 году, уже после смерти композитора, его творчество подверглось в нацистской Германии запрету, наряду с другой «неарийской музыкой». К числу наиболее часто исполняемых сочинений Карга-Элерта относится Симфоническая канцона для флейты и фортепиано, созданная в 1917 году. Определяя собственное сочинение как «Симфоническая канцона», автор демонстрирует соединение выразительного песенного тематизма и сложного драматургического решения. Действительно, произведение представляет собой яркую одночастную концертную пьесу свободной формы с выразительной сольной партией и насыщенным сопровождением, где соединены разнохарактерные эпизоды. Свой опус композитор посвятил  другу доктору И. Вебер-Касселю.
 

 
Творчество Сергея Александровича Кусевицкого - русского дирижера и контрабасиста-виртуоза, принадлежит не только России, но и США, где он работал с 1920-х годов. Будучи тесно связанным со многими мировыми знаменитостями своего времени, он выступал как исполнитель сочинений выдающихся и начинающих музыкантов. В качестве композитора Кусевицкий оставил, среди прочего, и ряд пьес для контрабаса, с которым было связано становление его как профессионального музыканта. Прекрасное знание возможностей инструмента, техническая виртуозность, интересное образное решение позволили сочинениям Кусевицкого войти в репертуар каждого контрабасиста. Русский музыковед В.П. Коломийцев писал о Кусевицком: «Кто никогда не слыхал его игры на контрабасе, тот не может себе и представить, какие нежные и легкокрылые звуки извлекает он из столь мало, казалось бы, благодарного инструмента, обыкновенно служащего лишь массивным фундаментом оркестрового ансамбля. Только очень немногие виолончелисты и скрипачи обладают такой красотой тона и так мастерски владеют своими четырьмя струнами». В опусе 1 музыкант соединяет две разнохарактерные пьесы - Andante и Маленький вальс, каждая из которых отличается подчеркнутой выразительностью и тонкой передачей настроения. Юмореска - еще одна пьеса для дуэта контрабаса и фортепиано позволяет раскрыть возможности сольного инструмента в раскрытии не свойственного, казалось бы, ему шутливого характера. Однако образный спектр воплощен композитором весьма виртуозно и убедительно. Пьеса посвящена жене композитора Н. К. Кусевицкой.
 
Флойд Верле - американский композитор, педагог, дирижер и органист, получило собую известность как аранжировщик произведений для оркестра, а также в обработках популярных мелодий, в том числе - «Портрет Чарли Чаплина», «Выступление группы Уолта Диснея» и др. Созданная в 1983 году концертная пьеса «Золотой век ксилофона» представляет собой попурри рэгтаймов, самых популярных в 1900-е годы, произведение с успехом исполнялось во всем мире. Рэгтайм - особая танцевальная форма, где бас звучит на нечетных, а аккорды - на четных долях такта, во многих отношения стал предтечей джаза. Например, И. Ф. Стравинским в 1918 году был написан «Рэгтайм» для 11 инструментов
 
«Венгерские танцы» относятся к числу самых популярных сочинений немецкого композитора Иоганнеса Брамса. Сотрудничество композитора с венгерским скрипачом Э. Ременьи открыло для него мелодическое и ритмическое богатство венгерского фольклора. Позднее (в период с 1869 по 1881 годы) национальные мотивы получили у Брамса воплощение в «Венгерских танцах». В отдельных пьесах использованы подлинные народные темы, в большинстве же случаев Брамс создает танцы на основе собственных мелодий. Первоначально сочинения были написаны для фортепиано в четыре руки, позднее была сделана обработка их для скрипки и фортепиано. В настоящее время «Венгерские танцы» существуют в переложении для многих оркестровых инструментов, в том числе виолончели. В сегодняшнем концерте прозвучат 2 танца из 21, написанных композитором. Венгерский танец №17 построен на сопоставлении медленного (Andantino) и (Vivace) разделов, прихотливая ритмика которых определена чардашем. Венгерский танец №5 относится к числу наиболее известных пьес цикла. Он основан на чардаше «Воспоминания о Бартфае» композитора Б. Келера, который Брамс считал народной песней. Переложения пьес были выполнены выдающимися скрипачами-виртуозами Ф. Крейслером и Й Иоахимом.
 
Известный фортепианный цикл «Времена года», состоящий из 12-ти характеристических картин, соответствующих 12-ти месяцам года, был заказан композитору в 1875 году издателем журнала «Нувеллист» Н. М. Бернардом, с которым сотрудничал Чайковский. Бернардом же были предложены и названия пьес, которые композитор ввел в цикл. При издании в журнале пьесам были также предпосланы поэтические эпиграфы.
Создавая свои цикл, Чайковский запечатлевал столь близкие его сердцу образы природы и поэтичные картинки. Пьесы не были рассчитаны на внешнюю эффектность и виртуозность, они, скорее, стремились раскрыть душевные переживания человека, сопричастного природе и тонко ее воспринимающего. Композитор в передаче образов природы и человеческих ощущений использует различные художественные приемы. Цикл завершается праздничной картинкой «Святки» с поэтическим эпиграфом В. А.Жуковского.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали."
 
Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», впервые поставленный в 1892 году на сцене Мариинского театра, был и остается одним из самых блистательных сочинений мировой музыкальной культуры. Сказка Э.Т.А. Гофмана, перенесенная на сцену, стала символом победы добра и любви в старой как мир борьбе со злом, а волшебная музыка русского композитора обрекла ее на бессмертие. Незадолго до премьеры балета П. И. Чайковский создал Концертную сюиту «Щелкунчик» (она известна как опус 71-а), предназначая ее для исполнения в симфонических концертах. Михаил Плетнев создал виртуозную Концертную сюиту для фортепиано, включив в нее несколько номеров: 1. Марш. 2. Танец Феи Драже. 3. Тарантелла. 4. Интермеццо. 5. Трепак. 6. Китайский танец. 7. Andante maestoso. Последний из номеров представляет собой Па-де-де Феи Драже и принца Оршада (2 акт № 14 ). Он звучит в конце балета, обрамленный предшествующим ему Вальсом цветов и последующим Финальным вальсом.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Фотогалерея концерта

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин