600 - 900 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
И.С. Бах (1685-1750) – Э. Петри.
Ария «Schafe können sicher weiden» из Охотничьей кантаты
«Was mir behagt, ist nur die muntre Jagd» BWV 208 №9
Елизавета Ключерёва (фортепиано)
А. Вивальди (1678-1741).
Соната для гобоя и бассо континуо до минор RV 53
I. Adagio – II. Allegro
Герман Бюллер (гобой)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
М. Глинка (1804-1857) – М. Балакирев.
Романс «Жаворонок» из цикла «Прощание с Петербургом» BM 53
(транскрипция для фортепиано) (исполняется на арфе соло)
Алёна Соломкина (арфа)
Ж. Семлер-Коллери (1902-1988).
Баркарола и Вакхическая песня для бас-тромбона и фортепиано (1953)
Владислав Щербаков (тромбон)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
П. Чайковский (1840-1893) – С. Бейлезон.
Русский танец из балета «Лебединое озеро» op.20
(переложение для кларнета и фортепиано)
Филипп Создателев (кларнет)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
Е. Цимбалист (1889-1985).
Фантазия на темы из оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок»
для скрипки и фортепиано (1921) (исполняется на виолончели)
Тихон Евланов (виолончель)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Елизавета Ключерева
II отделение
З. Карг-Элерт (1877-1933).
Симфоническая канцона для флейты и фортепиано op.114
Светлана Маренкова (флейта)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Елизавета Ключерева
С. Кусевицкий (1874–1951).
2 пьесы для контрабаса и фортепиано op.1
№1 – Andante №2 – Petite valse
Юмореска для контрабаса и фортепиано op.4
Арсений Газизов (контрабас)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
Ф. Верле (1929-2010).
«Золотой век ксилофона» для ксилофона и фортепиано (1987)
Андрей Тарануха (ударные инструменты)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
И. Брамс (1833-1897) – Ф. Крейслер.
Венгерский танец №17 фа минор из Венгерских танцев
для фортепиано WoO 1 (переложение для скрипки и фортепиано)
И. Брамс (1833-1897) – Й. Иоахим.
Венгерский танец №5 соль минор из Венгерских танцев
для фортепиано WoO 1 (переложение для скрипки и фортепиано)
Александр Полторацкий (скрипка)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Елизавета Ключерева
П. Чайковский (1840-1893).
«Декабрь. Святки» из цикла «Времена года» для фортепиано op.37bis №12
П. Чайковский (1840-1893) – М. Плетнев.
Andante Maestoso из Концертной сюиты из балета «Щелкунчик» op.71a
(переложение для фортепиано)
Елизавета Ключерёва (фортепиано)
О программе концерта
В 1713 году И.С. Бах создал для Саксен-Вейсенфельского герцого Кристиана свою первую светскую кантату на текст С.Франка «Was mir behagt, ist nur die muntre Jagd» («То, что мне действительно нравится, это — живая охота!». С этих слов Дианы-охотницы начинается кантата). В честь праздника была устроена большая охота, в числе приглашенных был композитор, и произведение для гостей прозвучало в охотничьем домике. Кантата состоит из 15 частей, девятой частью которой является сопрановая ария Палес (древнеиталийская богиня, покровительница пастухов и скота) «Shafe können sicher weiden» («Овцы могут в безопасности пастись»). Удивительная по красоте ария считается одной из самых замечательных в творчестве И. С. Баха. Она существует во множестве аранжировок для разных инструментов и составов. Выдающийся немецкий пианист Эгон Петри создал переложение арии «Shafe können sicher weiden» для фортепиано, обогатив звучание новыми инструментальными красками.
Имя Антонио Лучо Вивальди — венецианского композитора, скрипача, педагога, дирижёра известно в мире музыки как автора около 40 опер, множества инструментальных и оркестровых сочинений. Наибольшую известность ему принесла серия из 4-х скрипичных концертов «Времена года». В полной мере искусство Вивальди было открыто лишь в ХХ веке, хотя его влияние на европейскую музыку, в частности, в жанрах концерта и сонаты, испытали многие музыканты, в том числе – великий И.С. Бах. В жанре сонаты Вивальди написано более 100 произведений для различных инструментов с бассо континуо, среди них – четырехчастная Соната для гобоя и бассо континуо до минор (I. Adagio. II. Allegro. III. Andante. IV. Allegro). Данный тип сонаты с чередованием частей «медленно-быстро-медленно-быстро» стал рассматриваться как универсальный. В быстрых частях Вивальди показывает активное движение, вводя танцевальные ритмы жиги или сальтареллы. Медленные части близки по характеру выразительным оперным ариям, часто задумчиво-лирическим. Небольшая по размерам, Соната для гобоя и бассо континуо воспринимается как выразительная зарисовка барочной сценки. В сегодняшнем концерте прозвучат две первые части произведения.
Романс «Жаворонок» М. И. Глинки входит в его вокальный цикл «Прощание с Петербургом», написанный на стихи Н. В. Кукольника в 1840 году. Простая, безыскусная мелодия романса близка по характеру народной песне, она передает богатую гамму чувств и переживаний музыканта. Исследователи называют произведение «своеобразной эмблемой творчества композитора». В середине 1860-х годов известный музыкант, глава «Могучей кучки» М. А. Балакирев выполнил транскрипцию романса для фортепиано, посвятив ее известному пианисту А. И. Дюбюку. Большой поклонник и последователь М. И. Глинки, Балакирев сделал очень многое для распространения его сочинений – исполнял их как пианист и дирижер, осуществлял редактирование, делал переложения для фортепиано. Обращение к «Жаворонку» стало важным этапом его творческой жизни: транскрипция остается одним из популярных сочинений русского концертного репертуара. В сегодняшнем концерте произведение будет исполнено на арфе.
В сравнительно небольшом творческом наследии французского композитора и дирижера Жюля Семлера-Коллери важное место отведено произведениям для духовых инструментов. Выразительный диптих, состоящий из Баркаролы (песня венецианского гондольера) и Вакхической песни (античная песня на пиру) построен как контрастное сопоставление диаметрально противоположных по характеру пьес, раскрывающих возможности инструмента в передаче и лирических, и активно-действенных состояний.
«Русский танец» является одним из номеров балета «Лебединое озеро», созданного П. И. Чайковским в 1877 году. Он был введен композитором в партитуру как вставной по просьбе знаменитой балерины П. М. Карпаковой. В основу либретто балета положены фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, рассказывающая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя злым колдуном. Балет заложил основы нового направления в жанре, превратив его из подбора отдельных номеров в драму с активно развивающимся сюжетом, переданным средствами танца. Новой была и музыка, переставшая быть сопровождением для хореографических движений и приобретшая самостоятельное симфоническое значение. Многие номера балета еще при жизни композитора обрели иную, концертную жизнь, в том числе — знаменитый «Русский танец». Известным русско-американским кларнетистом Семеном Бейлезоном было выполнено переложение этого балетного номера для кларнета и фортепиано.
Выдающийся американский скрипач и композитор Ефрем Цимбалист родился в Ростове-на-Дону, был выпускником Петербургской консерватории, которую он закончил по классу виднейшего педагога Л. Ауэра в 1907 году, то есть в последние годы работы в ней Н.А. Римского-Корсакова. С 1911 года он постоянно жил в США, гастролируя в различных странах мира, в том числе в СССР. Цимбалист был членом жюри нескольких конкурсов П. И. Чайковского. Свой концертный репертуар музыкант пополнял собственными сочинениями, в числе которых немалое место занимает жанр фантазии на темы из различных опер, например, «Кармен» Ж. Бизе и «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. Обращение к последней опере русского композитора стало своеобразной данью памяти великого художника. Использовав все основные мелодии оперы (тему Петушка, арию Шемаханской царицы и др.), Цимбалист создал яркую, виртуозную концертную пьесу свободной формы, словно заново разворачивая перед слушателями события вечной, неумирающей сказки.
Зигфрид Карг-Элерт – известный немецкий органист и композитор, создатель многих популярных сочинений, профессор Лейпцигской консерватории, активно участвовавший в современной музыкальной жизни страны. В 1935 году, уже после смерти композитора, его творчество подверглось в нацистской Германии запрету, наряду с другой «неарийской музыкой». К числу наиболее часто исполняемых сочинений Карга-Элерта относится Симфоническая канцона для флейты и фортепиано, созданная в 1917 году. Определяя собственное сочинение как «Симфоническая канцона», автор демонстрирует соединение выразительного песенного тематизма и сложного драматургического решения. Действительно, произведение представляет собой яркую одночастную концертную пьесу свободной формы с выразительной сольной партией и насыщенным сопровождением, где соединены разнохарактерные эпизоды. Свой опус композитор посвятил другу доктору И. Вебер-Касселю.
Творчество Сергея Александровича Кусевицкого - русского дирижера и контрабасиста-виртуоза, принадлежит не только России, но и США, где он работал с 1920-х годов. Будучи тесно связанным со многими мировыми знаменитостями своего времени, он выступал как исполнитель сочинений выдающихся и начинающих музыкантов. В качестве композитора Кусевицкий оставил, среди прочего, и ряд пьес для контрабаса, с которым было связано становление его как профессионального музыканта. Прекрасное знание возможностей инструмента, техническая виртуозность, интересное образное решение позволили сочинениям Кусевицкого войти в репертуар каждого контрабасиста. Русский музыковед В.П. Коломийцев писал о Кусевицком: «Кто никогда не слыхал его игры на контрабасе, тот не может себе и представить, какие нежные и легкокрылые звуки извлекает он из столь мало, казалось бы, благодарного инструмента, обыкновенно служащего лишь массивным фундаментом оркестрового ансамбля. Только очень немногие виолончелисты и скрипачи обладают такой красотой тона и так мастерски владеют своими четырьмя струнами». В опусе 1 музыкант соединяет две разнохарактерные пьесы - Andante и Маленький вальс, каждая из которых отличается подчеркнутой выразительностью и тонкой передачей настроения. Юмореска - еще одна пьеса для дуэта контрабаса и фортепиано позволяет раскрыть возможности сольного инструмента в раскрытии не свойственного, казалось бы, ему шутливого характера. Однако образный спектр воплощен композитором весьма виртуозно и убедительно. Пьеса посвящена жене композитора Н. К. Кусевицкой.
Флойд Верле - американский композитор, педагог, дирижер и органист, получило собую известность как аранжировщик произведений для оркестра, а также в обработках популярных мелодий, в том числе - «Портрет Чарли Чаплина», «Выступление группы Уолта Диснея» и др. Созданная в 1983 году концертная пьеса «Золотой век ксилофона» представляет собой попурри рэгтаймов, самых популярных в 1900-е годы, произведение с успехом исполнялось во всем мире. Рэгтайм - особая танцевальная форма, где бас звучит на нечетных, а аккорды - на четных долях такта, во многих отношения стал предтечей джаза. Например, И. Ф. Стравинским в 1918 году был написан «Рэгтайм» для 11 инструментов
«Венгерские танцы» относятся к числу самых популярных сочинений немецкого композитора Иоганнеса Брамса. Сотрудничество композитора с венгерским скрипачом Э. Ременьи открыло для него мелодическое и ритмическое богатство венгерского фольклора. Позднее (в период с 1869 по 1881 годы) национальные мотивы получили у Брамса воплощение в «Венгерских танцах». В отдельных пьесах использованы подлинные народные темы, в большинстве же случаев Брамс создает танцы на основе собственных мелодий. Первоначально сочинения были написаны для фортепиано в четыре руки, позднее была сделана обработка их для скрипки и фортепиано. В настоящее время «Венгерские танцы» существуют в переложении для многих оркестровых инструментов, в том числе виолончели. В сегодняшнем концерте прозвучат 2 танца из 21, написанных композитором. Венгерский танец №17 построен на сопоставлении медленного (Andantino) и (Vivace) разделов, прихотливая ритмика которых определена чардашем. Венгерский танец №5 относится к числу наиболее известных пьес цикла. Он основан на чардаше «Воспоминания о Бартфае» композитора Б. Келера, который Брамс считал народной песней. Переложения пьес были выполнены выдающимися скрипачами-виртуозами Ф. Крейслером и Й Иоахимом.
Известный фортепианный цикл «Времена года», состоящий из 12-ти характеристических картин, соответствующих 12-ти месяцам года, был заказан композитору в 1875 году издателем журнала «Нувеллист» Н. М. Бернардом, с которым сотрудничал Чайковский. Бернардом же были предложены и названия пьес, которые композитор ввел в цикл. При издании в журнале пьесам были также предпосланы поэтические эпиграфы.
Создавая свои цикл, Чайковский запечатлевал столь близкие его сердцу образы природы и поэтичные картинки. Пьесы не были рассчитаны на внешнюю эффектность и виртуозность, они, скорее, стремились раскрыть душевные переживания человека, сопричастного природе и тонко ее воспринимающего. Композитор в передаче образов природы и человеческих ощущений использует различные художественные приемы. Цикл завершается праздничной картинкой «Святки» с поэтическим эпиграфом В. А.Жуковского.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали."
Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», впервые поставленный в 1892 году на сцене Мариинского театра, был и остается одним из самых блистательных сочинений мировой музыкальной культуры. Сказка Э.Т.А. Гофмана, перенесенная на сцену, стала символом победы добра и любви в старой как мир борьбе со злом, а волшебная музыка русского композитора обрекла ее на бессмертие. Незадолго до премьеры балета П. И. Чайковский создал Концертную сюиту «Щелкунчик» (она известна как опус 71-а), предназначая ее для исполнения в симфонических концертах. Михаил Плетнев создал виртуозную Концертную сюиту для фортепиано, включив в нее несколько номеров: 1. Марш. 2. Танец Феи Драже. 3. Тарантелла. 4. Интермеццо. 5. Трепак. 6. Китайский танец. 7. Andante maestoso. Последний из номеров представляет собой Па-де-де Феи Драже и принца Оршада (2 акт № 14 ). Он звучит в конце балета, обрамленный предшествующим ему Вальсом цветов и последующим Финальным вальсом.
Проф. З.М. Гусейнова
Фотогалерея концерта
Правила посещения концерта
![]() |
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
![]() |
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
![]() |
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
![]() |
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
![]() |
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
![]() |
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
![]() |
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
![]() |
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
![]() |
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
![]() |
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин