Л. Бетховен (1770-1827) Соната №6 для скрипки и фортепиано ля мажор op.30 №1
И. Брамс (1833-1897) Соната №3 для скрипки и фортепиано ре минор op.108
С. Прокофьев (1891-1953) Соната №1 для скрипки и фортепиано фа минор op.80
Солист лауреат международных конкурсовПавел Милюков (скрипка)
Партия фортепиано лауреат XV Международного конкурса им. П.И.Чайковского Сергей Редькин
О программе концерта
В богатейшем инструментальном наследии Людвига ван Бетховена выделяются 10 сонат для скрипки и фортепиано, ставшие, как и многие другие сонаты композитора, открытием в истории своего жанра. Однако, не всем сочинениям мастера суждено было сразу завоевать любовь и признание слушателей. Но настойчивость Бетховена в поиске собственных музыкальных решений, в утверждении своего права на образное, драматургическое и художественное воплощение каждого сочинения, в конце концов, были оценены по достоинству. Важным этапом на этом пути стало создание в самом начале XIX века знаменитой триады из трех скрипичных сонат, получивших порядковые номера 4, 5, 6 и открывших в искусстве своего времени новые жанровые возможности. Все они были посвящены русскому императору Александру I.
Новаторский стиль композитор, заложенный в скрипичных сонатах, лишь постепенно стал осознаваться слушателями как важный шаг на пути раскрытия выразительных возможностей солирующего инструмента. Драматизм и вдохновенная лирика сочинений, мастерски раскрываемые в условиях строгого классицистского цикла, предвосхищают многие открытия Бетховена в области симфонической музыки. Соната ля мажор стала одной из самых известных в творчестве композитора. Ее первая часть (Allegro) — мужественная, целеустремленная, уступает место второй, медленной части (Adagio molto espressivo) с ее восхитительной, песенно-безыскусной темой, словно подготавливающей романтические мелодии Шуберта. В финале композитор обращается к столь любимой им форме вариаций (Allegretto con Variazioni), где несложная основная тема, построенная на звуках тонического трезвучия, подвергается в шести вариациях многократному образному и жанровому переосмыслению.
В творчестве выдающегося немецкого композитора Иоганнеса Брамса камерно-инструментальные сочинения занимают одно из ведущих мест. Использование различных тембровых сочетаний, художественных и технических особенностей инструментов определялись главной задачей — передать человеческую драму во всей ее сложности и неоднозначности, раскрывая неповторимые оттенки душевного переживания. Для Брамса важным было присутствие в ансамблях фортепиано (не случайно из 24-х созданных им камерно-инструментальных сочинений в 16-ти участвует рояль). Фортепиано становилось стержнем произведений, его «телом», в то время как остальные инструменты раскрывали его «душу».
Из трех сонат для скрипки и фортепиано, созданных Брамсом в разные годы, выделяется Соната №3 (1886-1888), наиболее драматичная, демонстрирующая сложный путь «от элегии к трагедии» и достигающая в кульминационные моменты мятежного, патетического звучания. Композитор решает Сонату почти по-симфонически, как четырехчастный цикл, интонационно объединяя все части: отдельные мелодические обороты из тем первой части постоянно возникают в темах других частей, создавая ощущение спаянности цикла. Интересна последовательность частей: I. Allegro, с её контрастными темами-образами, приходящее в конце к просветленному звучанию; II. Adagio — величественная и возвышенная; III. Un poco presto e con sentimento, демонстрирующая характерный для Брамса образец скерцо-интермеццо; IV. Presto agitato, самая масштабная в Сонате, обнаруживающая скрытый образ бушующей стихии. Лишь ненадолго, как эпизод, возникнет в последней части тихая хоральная тема, которая очень быстро уступит место основному образу финала, и теперь уже в максимальном драматическом накале.
Соната для скрипки и фортепиано фа минор ор. 80 была обозначена как №1 самим С.С. Прокофьевым в связи с тем, что работу над ней композитор начал в 1938 году, еще до второй сонаты, а завершил в 1946 году. Прокофьев объяснил причину столь затянувшейся работы в письме к Н. Я. Мясковскому: «Я начал сонату уже давно, но никак не соберусь продолжить: трудно». Премьера сочинения состоялась в октябре 1946 года, и тогда Соната прозвучала в исполнении выдающихся музыкантов — Давида Ойстраха (ему посвятил свое сочинение Прокофьев) и Льва Оборина. Годы работы над произведением, совпавшие с событиями войны, закономерно отразились на содержании Сонаты: она поражает своей сосредоточенностью, подчас мрачностью и болью (исследователи отмечают в Сонате черты «эпитафии или прощания»), лишь иногда оттененной светлыми эпизодами, например, в третьей части. Масштабный четырехчастный цикл (1. Andante assai. 2. Allegro brusco. 3. Andante. 4. Allegrissimo) построен как развернутое эпическое повествование. Первая часть открывается звучанием в характере похоронного марша, в ней выделяются скрипичные пассажи, которые сам Прокофьев определил следующим образом: «это ветер гуляет по кладбищу». Вторая часть возникает как своего рода «демоническое скерцо», в музыкальной ткани которого просматриваются сарказм, ирония, подчас злоба. Третья часть — характерная для Прокофьева светлая и возвышенная, контрастирующая с мрачностью остальных частей. Торжественность финала разрушается периодически возвращающимися «кладбищенскими пассажами» скрипки, не давая ни на миг забыть об основных настроениях Сонаты. Прокофьев в работе с исполнителями объяснял, что Соната должна звучать так, «чтобы люди подскочили на своем месте и спросили: “А не сошли ли вы с ума?”». В 1947 году Прокофьеву за эту Сонату была присуждена Государственная (тогда Сталинская) премия СССР.
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин