27
ноября
Среда
19:00
2024
Стоимость билетов:
500 - 700 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
фортепианный вечер
I отделение

Д. Скарлатти (1685-1757).
Соната для фортепиано фа минор К466
(исполняется на арфе соло)

Д. Скарлатти (1685-1757).
Соната для фортепиано ми минор К198
(исполняется на арфе соло)

Л. Шпор (1784-1859).
Фантазия для арфы соло до минор op.35

П. Хиндемит (1895-1963).
Соната для арфы соло (1939)

Э. Шмидт (1861-1923).
Этюд №6 для арфы соло соль минор  (1907)

М. Мусоргский (1839-1881) – В. Кикта.
Рассвет на Москве-реке из оперы «Хованщина»
(концертная версия для арфы соло)

Г. Форе (1845-1924).
Экспромт для арфы соло ре-бемоль мажор op.86

Солистка – лауреат международных конкурсов
Екатерина Дворецкая (арфа)
II отделение

К. Дебюсси (1862-1918).
Соната для виолончели и фортепиано ре минор L135

Ф. Шопен (1810-1849).
Соната для виолончели и фортепиано соль минор op.65

Солист – лауреат международных конкурсов
Илья Михайлов (виолончель)
Солист – лауреат международных конкурсов
Иван Кощеев (фортепиано)

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

Доменико Скарлатти — итальянский композитор и клавесинист, автор множества инструментальных сонат (их свыше 500), во многом предвосхитивший искусство классицизма. Композитор называл свои сонаты упражнениями и писал в предисловии к прижизненному их изданию: «Не жди — будь ты дилетант или профессионал — в этих произведениях глубокого плана; бери их как забаву, дабы приучить себя к технике клавесина». Созданные Скарлатти сонаты, в том числе К 466 и К 198, в большинстве своем одночастны, в них сохраняются неизменными темп и характер, но бесконечно варьируется гармония и фактура, придавая сочинению блеск и богатство оттенков. Сонаты композитора часто исполняются в переложениях для арфы, создающей особую мягкость и трепетность звучания.
 
Один из первых музыкантов-романтиков Людвиг Шпор, немецкий скрипач-виртуоз, дирижер, композитор был известен как автор многих сочинений, среди которых выделяются две Фантазии для арфы. Сочинения для этого инструмента окрашены для композитора особыми воспоминаниями: прекрасной арфисткой была его жена. Посвященная ей Фантазия до минор – свободная одночастная композиция – во многих своих чертах предвосхищает будущие великолепные творения авторов XIX века.
 
Творчество крупнейшего немецкого композитора Пауля Хиндемита отличается особой интенсивностью и многоаспектностью, им создано множество произведений различных жанров. Особое внимание Хиндемит уделял сонате, при этом наряду с сочинениями для традиционных инструментов – фортепиано, скрипки, виолончели он создавал произведения для виолы д'амур, гобоя, английского рожка, кларнета, фагота, валторны, трубы, тромбона, альтгорна, тубы, контрабаса и даже для органа. В каждом случае он раскрывал возможности инструмента, сохраняя индивидуальный экспрессивный стиль письма, который исследователи уподобили «языку деревянной гравюры». В 1939 году композитор заканчивает Сонату для арфы соло, соединив в ней классическую трехчастность и новаторские приемы музыкальной выразительности, характеризующиеся подчеркнуто светлым звучанием. Умеренно-быстрая первая часть служит своеобразной подготовкой активной второй части, им обеим противостоит основная третья часть. Ей предпослан стихотворный эпиграф немецкого поэта Людвига Хёльти (1748-1776), повествующий о маленькой арфе над алтарем, с красной лентой, развевающейся среди золотых струн, об арфе, которая вызывает воспоминания об умерших. Свой опус Хиндемит посвятил итальянской арфистке Клелии Гатти-Альдрованди (1901-1989).
 
Известным немецким композитором Эриком Шмидтом в 1907 году были написаны Шесть этюдов для арфы соло, где каждая из пьес, раскрывая определенный вид техники исполнения, в то же время выступает как выразительная миниатюра. Этюд № 6, завершающий данный цикл, носит авторское указание Leggiero volante (грациозно порхающий), что в полной мере передается характером пьесы.
 
С 1872 года и вплоть до своей смерти в 1881 году М. П. Мусоргский работал над второй, после «Бориса Годунова», народной музыкальной драмой «Хованщина». Композитор хотел в своей опере показать драматические времена Руси, судьбу страны в конце XVII века накануне реформ Петра Первого. Вступлением к опере была выразительная пейзажная зарисовка «Рассвет на Москва-реке», смысловой задачей которой было не только создать музыкальную картину, но и обозначить наступление грядущих событий. Уже в наше время композитор В. Кикта создал концертную версию этого сочинения для арфы.
 
Французский композитор, педагог, дирижер Габриэль Форе завоевал известность как автор многих разножанровых произведений, в числе которых – Реквием, симфонические пьесы «Павана» и «Сицилиана», множество фортепианных пьес, песен и романсов. В 1913 году он создает Экспромт для арфы соло ре-бемоль мажор. Склонность композитора к лирике, раскрытию контрастных настроений, музыкальной пейзажности проявились в художественном строе произведения, а изобретательность музыкального языка и изысканность фактуры придали Экспромту особое очарование.
 
Соната для виолончели и фортепиано была написана выдающимся композитором-импрессионистом Клодом Дебюсси в 1915 году в рамках оставшегося неосуществленным замысла «Шесть сонат для разных инструментов, сочиненных Клодом-Ашилем Дебюсси, французским музыкантом» (композитору удалось создать лишь три сонаты). Каждой из сонат должно было предшествовать уточнение в старинном стиле, и в данном случае оно выглядело следующим образом: «Первая, для виолончели с фортепиано. Следующая будет для флейты, альта и арфы». Новаторство Дебюсси, ярко проявившееся в его оперном и симфоническом жанрах, затронуло и камерно-инструментальную музыку: он выступает здесь как наследник выдающихся традиций XIX века, по-новому осмысливающий трехчастный сонатный цикл, использующий все богатство танцевальных и песенных интонаций испанского фольклора, безупречный мастер звукописи. Соната состоит из трех частей, где вторая и третья идут без перерыва: вступительный Пролог (Prologue: Lent, sostenuto e molto risoluto) с его возвышенно-мечтательным звучанием подготавливает Серенаду (Sérénade: Modérément animé), решенную в несколько гротескном ключе, и последующий Финал (Final: Animé, léger et nerveux) с его яркой театральностью. Сложнейшая партия солирующего инструмента с быстро сменяющимися штрихами и многообразной артикуляцией, разноплановой пассажной штриховой техникой призвана передать изменчивость образов, бесконечность движения, «капризность» музыки.
 
Имя выдающегося польского композитора и пианиста Фридерика Шопена навсегда связано с фортепиано, для которого им написано подавляющее большинство произведений. Вместе с тем, наследие композитора включает и сочинения для других инструментов, среди которых – произведения для виолончели с фортепиано. Обращение к ним было обусловлено дружбой Шопена с известным французским виолончелистом Огюстом Франшоммом. Именно для Франшомма были написаны и ему же посвящены некоторые сочинения, среди которых – Соната для виолончели и фортепиано соль минор, созданная Шопеном незадолго до смерти. Композитор использует в своем сочинении четырехчастное строение (I. Allegro moderato. II. Scherzo. III. Largo. IV. Finale. Allegro), решая сонату в характерном для него драматическом ключе. «Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен», как говорил о композиторе Святослав Рихтер, в Сонате для виолончели проявляет себя в полной мере. Любимое фортепиано сохраняет здесь значимую роль, но при этом дополняется волшебным звучанием виолончели – то драматически грозным, то романтически взволнованным, то бесконечно лиричным.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин