500 - 700 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Д. Скарлатти (1685-1757).
Соната для фортепиано фа минор К466
(исполняется на арфе соло)
Д. Скарлатти (1685-1757).
Соната для фортепиано ми минор К198
(исполняется на арфе соло)
Л. Шпор (1784-1859).
Фантазия для арфы соло до минор op.35
П. Хиндемит (1895-1963).
Соната для арфы соло (1939)
Э. Шмидт (1861-1923).
Этюд №6 для арфы соло соль минор (1907)
М. Мусоргский (1839-1881) – В. Кикта.
Рассвет на Москве-реке из оперы «Хованщина»
(концертная версия для арфы соло)
Г. Форе (1845-1924).
Экспромт для арфы соло ре-бемоль мажор op.86
Екатерина Дворецкая (арфа)
II отделение
К. Дебюсси (1862-1918).
Соната для виолончели и фортепиано ре минор L135
Ф. Шопен (1810-1849).
Соната для виолончели и фортепиано соль минор op.65
Илья Михайлов (виолончель)
Солист лауреат международных конкурсов
Иван Кощеев (фортепиано)
О программе концерта
Доменико Скарлатти — итальянский композитор и клавесинист, автор множества инструментальных сонат (их свыше 500), во многом предвосхитивший искусство классицизма. Композитор называл свои сонаты упражнениями и писал в предисловии к прижизненному их изданию: «Не жди — будь ты дилетант или профессионал — в этих произведениях глубокого плана; бери их как забаву, дабы приучить себя к технике клавесина». Созданные Скарлатти сонаты, в том числе К 466 и К 198, в большинстве своем одночастны, в них сохраняются неизменными темп и характер, но бесконечно варьируется гармония и фактура, придавая сочинению блеск и богатство оттенков. Сонаты композитора часто исполняются в переложениях для арфы, создающей особую мягкость и трепетность звучания.
Один из первых музыкантов-романтиков Людвиг Шпор, немецкий скрипач-виртуоз, дирижер, композитор был известен как автор многих сочинений, среди которых выделяются две Фантазии для арфы. Сочинения для этого инструмента окрашены для композитора особыми воспоминаниями: прекрасной арфисткой была его жена. Посвященная ей Фантазия до минор – свободная одночастная композиция – во многих своих чертах предвосхищает будущие великолепные творения авторов XIX века.
Творчество крупнейшего немецкого композитора Пауля Хиндемита отличается особой интенсивностью и многоаспектностью, им создано множество произведений различных жанров. Особое внимание Хиндемит уделял сонате, при этом наряду с сочинениями для традиционных инструментов – фортепиано, скрипки, виолончели он создавал произведения для виолы д'амур, гобоя, английского рожка, кларнета, фагота, валторны, трубы, тромбона, альтгорна, тубы, контрабаса и даже для органа. В каждом случае он раскрывал возможности инструмента, сохраняя индивидуальный экспрессивный стиль письма, который исследователи уподобили «языку деревянной гравюры». В 1939 году композитор заканчивает Сонату для арфы соло, соединив в ней классическую трехчастность и новаторские приемы музыкальной выразительности, характеризующиеся подчеркнуто светлым звучанием. Умеренно-быстрая первая часть служит своеобразной подготовкой активной второй части, им обеим противостоит основная третья часть. Ей предпослан стихотворный эпиграф немецкого поэта Людвига Хёльти (1748-1776), повествующий о маленькой арфе над алтарем, с красной лентой, развевающейся среди золотых струн, об арфе, которая вызывает воспоминания об умерших. Свой опус Хиндемит посвятил итальянской арфистке Клелии Гатти-Альдрованди (1901-1989).
Известным немецким композитором Эриком Шмидтом в 1907 году были написаны Шесть этюдов для арфы соло, где каждая из пьес, раскрывая определенный вид техники исполнения, в то же время выступает как выразительная миниатюра. Этюд № 6, завершающий данный цикл, носит авторское указание Leggiero volante (грациозно порхающий), что в полной мере передается характером пьесы.
С 1872 года и вплоть до своей смерти в 1881 году М. П. Мусоргский работал над второй, после «Бориса Годунова», народной музыкальной драмой «Хованщина». Композитор хотел в своей опере показать драматические времена Руси, судьбу страны в конце XVII века накануне реформ Петра Первого. Вступлением к опере была выразительная пейзажная зарисовка «Рассвет на Москва-реке», смысловой задачей которой было не только создать музыкальную картину, но и обозначить наступление грядущих событий. Уже в наше время композитор В. Кикта создал концертную версию этого сочинения для арфы.
Французский композитор, педагог, дирижер Габриэль Форе завоевал известность как автор многих разножанровых произведений, в числе которых – Реквием, симфонические пьесы «Павана» и «Сицилиана», множество фортепианных пьес, песен и романсов. В 1913 году он создает Экспромт для арфы соло ре-бемоль мажор. Склонность композитора к лирике, раскрытию контрастных настроений, музыкальной пейзажности проявились в художественном строе произведения, а изобретательность музыкального языка и изысканность фактуры придали Экспромту особое очарование.
Соната для виолончели и фортепиано была написана выдающимся композитором-импрессионистом Клодом Дебюсси в 1915 году в рамках оставшегося неосуществленным замысла «Шесть сонат для разных инструментов, сочиненных Клодом-Ашилем Дебюсси, французским музыкантом» (композитору удалось создать лишь три сонаты). Каждой из сонат должно было предшествовать уточнение в старинном стиле, и в данном случае оно выглядело следующим образом: «Первая, для виолончели с фортепиано. Следующая будет для флейты, альта и арфы». Новаторство Дебюсси, ярко проявившееся в его оперном и симфоническом жанрах, затронуло и камерно-инструментальную музыку: он выступает здесь как наследник выдающихся традиций XIX века, по-новому осмысливающий трехчастный сонатный цикл, использующий все богатство танцевальных и песенных интонаций испанского фольклора, безупречный мастер звукописи. Соната состоит из трех частей, где вторая и третья идут без перерыва: вступительный Пролог (Prologue: Lent, sostenuto e molto risoluto) с его возвышенно-мечтательным звучанием подготавливает Серенаду (Sérénade: Modérément animé), решенную в несколько гротескном ключе, и последующий Финал (Final: Animé, léger et nerveux) с его яркой театральностью. Сложнейшая партия солирующего инструмента с быстро сменяющимися штрихами и многообразной артикуляцией, разноплановой пассажной штриховой техникой призвана передать изменчивость образов, бесконечность движения, «капризность» музыки.
Имя выдающегося польского композитора и пианиста Фридерика Шопена навсегда связано с фортепиано, для которого им написано подавляющее большинство произведений. Вместе с тем, наследие композитора включает и сочинения для других инструментов, среди которых – произведения для виолончели с фортепиано. Обращение к ним было обусловлено дружбой Шопена с известным французским виолончелистом Огюстом Франшоммом. Именно для Франшомма были написаны и ему же посвящены некоторые сочинения, среди которых – Соната для виолончели и фортепиано соль минор, созданная Шопеном незадолго до смерти. Композитор использует в своем сочинении четырехчастное строение (I. Allegro moderato. II. Scherzo. III. Largo. IV. Finale. Allegro), решая сонату в характерном для него драматическом ключе. «Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен», как говорил о композиторе Святослав Рихтер, в Сонате для виолончели проявляет себя в полной мере. Любимое фортепиано сохраняет здесь значимую роль, но при этом дополняется волшебным звучанием виолончели – то драматически грозным, то романтически взволнованным, то бесконечно лиричным.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин