30
октября
Среда
19:00
2024
Стоимость билетов:
400 - 800 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт

БЕСПЛАТНЫЕ БИЛЕТЫ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ

I отделение

Ф.В. Крамарж (1759-1831).
Концерт №2 для гобоя с оркестром фа мажор op.52

Солист – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Фёдор Освер (гобой)

К.М. Вебер (1786-1826).
Романс для тромбона с оркестром до минор
Н. Рота (1911-1979).
Концерт для тромбона с оркестром (1966)

Солист – лауреат международных конкурсов
Алексей Лобиков (тромбон)
II отделение

С. Прокофьев (1891-1953).
Симфония-концерт для виолончели с оркестром ми минор op.125

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Рамм (виолончель)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Дирижер – Заслуженный артист России Алексей Васильев

IN ENGLISH

О программе концерта

Франтишек Винценц Крамарж (Франц Кроммер) — известный чешский скрипач, дирижер, композитор, представитель эпохи классицизма. В течение ряда лет он служил органистом, капельмейстером, дирижером в различных соборах и оркестрах Чехии и Австрии, а с 1818 года стал придворным композитором, камер-капельмейстером Австрийского императорского двора, сопровождая императора в различных поездках. Крамаржом создано 5 симфоний, около 100 струнных квартетов, ряд инструментальных концертов, духовные сочинения. Среди них выделяются два концерта для гобоя с оркестром, из которых Концерт № 2 фа мажор, написанный в 1805 году, завоевал широкую известность. Концерт решен в характерной для классицистов трехчастной циклической форме (I. Allegro II. Adagio III. Allegretto. Rondo). Стремительная первая часть близка по стилю симфониям Й. Гайдна, ее главная партия построена на характерном, многократно повторяющемся, словно «взлетающем» мотиве, которому противостоит выразительная, гибкая побочная партия. Вторая часть переводит действия в пейзажную сферу, здесь гобой традиционно поет свою нежную песню. Заключительная часть написана в форме рондо, где теме рефрена, носящей скерцозный оттенок, противостоят контрастные эпизоды.
 
В творчестве крупнейшего немецкого композитора-романтика Карла-Марии фон Вебера, автора выдающихся опер «Волшебный стрелок», «Оберон» и др., произведения для тромбона как солирующего инструмента появлялись редко, но композитор активно использовал данных инструмент в своих партитурах. Созданный К.-М. Вебером Романс существует также в виде дуэтов виолончели и фортепиано, фагота и фортепиано. Лирически выразительный, насыщенный динамическими контрастами, технически достаточно сложный, Романс покоряет особой, сдержанной красотой и глубоким содержанием. В репертуаре тромбонистов Романс Вебера стал, наряду с Концертино Ф. Давида, одним из самых популярных сольных сочинений.
 
Имя итальянского композитора Нино Рота в сознании большинства слушателей связывается с его работой в кино. Рота выступил автором музыки ко многим творениям Ф. Феллини, но особую известность ему принесла музыка к кинофильму «Крёстный отец» Ф. Копполы. Однако профессиональным музыкантам хорошо известны сочинения Рота в академических жанрах, среди которых — оперы (например «Торквемада»), балеты (например, «Amor di poeta», специально написанный для Мориса Бежара), очень много оркестровых и инструментальных сочинений. Концерт для тромбона с оркестром был создан в 1966 году и представляет композитора уже в ином облике. Рота открывается здесь как яркий представитель неоромантического искусства: он, с одной стороны, продолжает традиции романтизма, создавая яркое, темпераментное сочинение, раскрывающее образ сомневающегося и мятущегося героя, и одновременно привносит в него зримую образность кинематографа. Три части Концерта, построенные по классическому принципу (Allegro giusto - Lento, ben ritmato, maestoso - Allegro moderato) с активными крайними частями и выразительной, певучей средней частью, дают возможность бесспорно лидирующему в произведении тромбону продемонстрировать его богатейшие возможности.
 
Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева открыло одну из самых ярких страниц мировой музыкальной культуры ХХ века. Автор множества сочинений самых разнообразных жанров, создатель нового направления в музыке, Прокофьев оказал мощное влияние на искусство отечественных и зарубежных композиторов-современников. Симфония-концерт для виолончели с оркестром e-moll (op. 125) стала последним крупным произведением С.С. Прокофьева. Оно было закончено композитором в 1952 году. В основе сочинения лежит его же Концерт для виолончели с оркестром, создававшийся композитором в 1933-1938 годах, который Прокофьев в своей последней редакции коренным образом переработал. Давая новой редакции название «Симфония-концерт», Прокофьев не только подчеркивал монументальность сочинения, значительную роль его оркестровой партии, но и подлинный драматизм, сближающий его с симфониями № 5 и № 6. В течение всего времени создания Симфонии-концерта Прокофьев активно сотрудничал с М. Л. Ростроповичем, которому и посвятил сочинение. Знаменательной стала премьера Симфонии-концерта: она прошла 18 февраля 1852 года, когда прозвучала в исполнении Московского молодежного оркестра под управлением Святослава Рихтера; солировал Мстислав Ростропович.
Сохраняя в своем сочинении трехчастную форму концерта, Прокофьев переосмыслил в нем соотношение традиционных частей: первая часть Andante выполняет функцию лирико-эпического вступления; во второй части Allegro guisto сосредоточен основной драматизм звучания, данная часть выделяется яркостью и богатством художественных образов; третья часть Andante con moto. Allegretto. Allegro marcato решена в жанровом ключе; она написана композитором как двойные вариации и построена на ярких контрастах. Партия солирующей виолончели выписана Прокофьевым с особым блеском и виртуозностью. Композитор поручает виолончели исполнение ведущих тем, давая ей возможность продемонстрировать и кантиленность, и драматическую монологичность, и энергичную моторику. Солирующий инструмент, несмотря на противостояние мощи оркестра, сохраняет лидирующее значение на протяжении сочинения.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин