Бакинская музыкальная академия им. У. Гаджибекова
(Азербайджан, Баку)
О зале
Устав утвержден постановлением правительства от 21 августа 1921 г. и подписан Председателем Совнаркома Н. Наримановым и Народным комиссаром просвещения Д. Бунятзаде.
Консерватория включала в себя три традиционные ступени музыкального образования: младшую, среднюю и старшую музыкальную школу. Последняя называется Музыкальной академией, которая управляет всей системой профессионального музыкального образования в республике и возглавляется «лицами профессорского звания».
В Уставе У.Гаджибейли упоминались структуры Петербургской и Московской консерваторий. Вместе с тем великий композитор выдвинул сложную и исторически необходимую проблему, ибо с ее помощью, как говорил композитор, «изучение общего музыкального искусства дает нам возможность подойти к восточной народной музыке с научно-теоретической точки зрения». путь и осветить его всесторонне».
Фактически уже в то время У.Гаджибейли выдвинул в теоретическом плане проблему взаимоотношений восточной и западной музыкальных культур, которая занимает одно из центральных мест в мировой музыкальной науке и культуре 20-го и 21-го веков.
Уже в 20-е годы У.Гаджибейли активно и инициативно решал эту проблему в консерватории. По его инициативе создается Восточный отдел и он возглавляет этот отдел. На кафедре У.Гаджибейли применялись два метода обучения: один - традиционный - "устное" исполнительство на народных инструментах; другой - письменный, основанный на европейской системе счисления. Композитор тщательно разработал второй метод обучения, прошел метод игры нотами в классе тар и создал образцы письменного репертуара для этого инструмента.
Мы не ошибемся, если скажем, что игра на народных музыкальных инструментах была важнейшим нововведением У.Гаджибейли. Он привлек народные инструменты к развитию композиторского творчества, которое стало одним из основных направлений национальной музыкальной культуры.
Разделение народных музыкальных инструментов таким образом нашло отражение и в дальнейшем в Киевском, Ташкентском, Алма-Атинском и Московском институтах имени Гнесиных. Интересно и другое нововведение У.Гаджибейли.
С 1925 года ведет «Класс изучения восточной музыки» при консерватории. Именно с этого года У. Гаджибейли создал свой классический теоретический труд «Основы азербайджанской народной музыки», который был опубликован в 1945 году.
Таким образом, в результате творческих идей и практических усилий У.Гаджибейли республиканская консерватория стала настоящей Азербайджанской государственной консерваторией не только в географическом смысле, но и в плане своего образовательного направления.
В первое десятилетие консерватории вопрос об активном праве национальных музыкальных кадров стал сложной и актуальной проблемой. Азербайджанские студенты в консерватории составляли меньшинство. Как обычно, проблема была решена благодаря предусмотрительности У.Гаджибейли. В 1922 году он основал азербайджано-турецкую музыкальную школу, позже эта школа стала музыкальным техникумом, которым руководил сам У.Гаджибейли, и принимались в основном азербайджанские ученики.
Так, из 383 студентов первого года обучения 350 были азербайджанцами. В 1926 году эта школа объединилась с консерваторией. Его руководителем и проректором назначается У.Гаджибейли.
Национальный состав студентов консерватории обогащается. Уже в 1929 г. в роли Тарзана его сыграл С. Рустамов, будущий знаменитый композитор и дирижер оркестра народных инструментов; В 1932 году его окончил А. Зейналлы, основавший романс и камерно-инструментальный жанр в азербайджанской музыке.