Интервью августа. Солисты Дома музыки – о конкурсе, надеждах и финале.
XVII Международный конкурс имени П.И.Чайковского, прошедший в июне, еще долго будет темой номер один в мире классической музыки. В этом состязании приняли участие 236 молодых музыкантов из 23 стран мира: России, Италии, США, Сербии, Казахстана, Южной Кореи, Японии, Китая, Франции, Великобритании, Германии, Белоруссии, Венесуэлы, Австралии и других стран. За свою историю конкурс открыл миру имена многих выдающихся исполнителей. Среди имен этого года – солисты Дома музыки, покорившие этот «музыкальный Олимп».
Равиль Ислямов (скрипка), лауреат II премии XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского: Конечно, я скромно надеялся взять на этом конкурсе Гран-при. Перефразируя известное выражение, можно сказать: плох тот конкурсант, кто не стремится стать победителем, особенно учитывая размер призового фонда. Но, если серьёзно, победа в конкурсе была далеко не определяющей целью моего участия. Для меня намного важнее было показать себя в качестве артиста. Ни для кого не секрет, что за конкурсом Чайковского следит огромное количество людей по всему миру – на момент награждения он набрал более 50 миллионов просмотров. И эта особенность играет огромную роль для самих конкурсантов: здесь важно не столько выступить безукоризненно с технической точки зрения, сколько завоевать любовь зрителей оригинальностью своего исполнительского стиля. А учитывая, что публика у нас в России очень требовательная и искушённая, приходится использовать весь свой потенциал, чтобы заинтересовать её и пробудить желание прийти на следующие выступления как во время конкурса, так и после него. Это своего рода проверка на состоятельность музыканта как артиста, а прошёл я её или нет – увидим на концертах этого сезона, на которые я с удовольствием всех приглашаю.
Финал был для меня самым большим испытанием за время конкурса. Разумеется, и первые два тура не были «лёгкой прогулкой», а с каждым последующим выходом на сцену ответственность и напряжение только возрастали. В этот раз мне предстояло выступить перед зрителями в Концертном зале имени Чайковского, и количество свободных мест должно было показать, насколько я смог увлечь зрителей своей игрой за первые два тура. Долго считать не пришлось – был аншлаг. Судя по восторженной реакции публики после моего выступления, главная цель моего участия в конкурсе была достигнута. А мой педагог, Народный артист России Александр Винницкий, сказал, что настолько художественного и интересного исполнения он уже давно не слышал. Так что, если говорить конкретно о моём выступлении и воплощении задуманного, я доволен.
Стоит сказать, что я являюсь участником программ Санкт-Петербургского Дома музыки, который, во главе с художественным руководителем, Народным артистом России Сергеем Ролдугиным, помогает молодым музыкантам, предоставляя возможность выступать на лучших концертных площадках с лучшими оркестрами и совершенствовать свои умения на мастер-классах известных педагогов. Всё это не могло не помочь мне при подготовке к конкурсу, а скрипка Гварнери дель Джезу 1735 года, предоставленная мне Домом музыки, помогала мне прямо на сцене. К слову, зрители в своих отзывах очень высоко оценили звучание этого инструмента. Очевидно, что подготовка к конкурсу Чайковского длится не один год, и за это время в качестве солиста Дома музыки я посетил с конкурсной программой Минск, Баку, Токио, Воронеж, Кисловодск, Архангельск и другие города, а также залы наших столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить Дом музыки, ведь без такой мощной поддержки я вряд ли смог бы выступить достойно и стать лауреатом конкурса Чайковского.
Илья Папоян (фортепиано), лауреат III премии XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского: Прежде всего, мне хотелось выступить на легендарной сцене Большого зала Московской Консерватории. Это был своего рода концертный тур с возможностью заявить о себе большой аудитории и, как результат, получить приглашения от новых для меня сцен. Для меня важно именно это, а не желание доказать, что я лучше других. Я лишь хочу играть как можно больше. На данный момент могу сказать, что получил сотни сообщений от благодарных зрителей, а также ряд интересных предложений. Так что, можно сказать, что мои ожидания оправдались и будут оправдываться.
Вряд ли можно быть довольным своей игрой на все 100. Тем не менее, считаю своё выступление в финале успешным. И, конечно, я был счастлив исполнить Третий концерт Рахманинова и редко исполняемый Второй концерт Чайковского в редакции автора на сцене Большого зала Московской Консерватории в сопровождении замечательного симфонического оркестра имени Светланова под руководством Алексея Рубина.
Мне удалось несколько раз отыграть конкурсную программу накануне конкурса. И я бесконечно благодарен учреждениям, которые предоставили мне такую возможность! Это, прежде всего, Санкт-Петербургский Дом музыки, по приглашению которого я обыграл часть конкурсной сольной программы в Английском зале и во дворце Белосельских-Белозерских – часть программы с оркестром, а именно, Второй концерт Чайковского в сопровождении ГАСО под руководством маэстро Александра Титова. Также по приглашению Санкт-Петербургской Филармонии я отыграл большой концерт в двух отделениях, где была обыграна вся сольная конкурсная программа. А также по приглашению Мариинского театра мне удалось обыграть Вторую сонату Рахманинова, которую я исполнял во втором туре конкурса. Это очень важно, так как программа по мере обыгрывания дозревает и совершенствуется, поэтому, безусловно, обыгрывания чрезвычайно помогают в подготовке к конкурсу. Здесь хочется особенно поблагодарить Санкт-Петербургский Дом Музыки – единственный в своем роде проект, помогающий молодым исполнителям подготовиться к конкурсам и приобрести очень важный для них сценический опыт.
Фёдор Освер (гобой), лауреат II премии XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского: Честно говоря, когда прошел отборочный тур, передо мной стояло слишком много музыкальных, текстовых и технических задач, чтобы строить планы и делать предсказания. Многие произведения пришлось осваивать в максимально короткие сроки. Это был серьезный тяжёлый марафон, на этом пути может помочь только музыка, инструмент и занятия. Конечно, я был счастлив после объявления результатов. Для меня это большая честь и великая награда, ничего подобного я не ожидал, просто старался выступить максимально хорошо для себя.
Самое сложное было пройти во второй тур, так как первый тур – это заявка о себе. Именно после первого тура самый большой отсев участников, осталась только 1/3. Когда объявили имена финалистов, я был одновременно безумно счастлив и очень взволнован. Ведь, с одной стороны, я стал финалистом конкурса Чайковского, а с другой, мне необходимо оправдать ожидания, ведь в финал не пускают просто так. Это была большая ответственность. Конечно, такой свободы, как на концерте, не было, ведь была только одна небольшая репетиция, ну и мысли в голове о том, что права на ошибку нет. Что-то получилось, что-то нет, но в целом я доволен.
Я очень благодарен Дому музыки за предоставленную возможность обыграть программу. Это очень важно, особенно перед таким серьёзным, ответственным конкурсом с объемной программой. В апреле в Санкт-Петербурге я обыграл 2 произведения из конкурсной программы. Затем был концерт в московском зале «Зарядье», на который приезжал из Петербурга пианист Андрей Телков (солист Дома музыки), с которым мы играли на конкурсе Чайковского, мы в программе обыграли еще 2 произведения. В июне в Туле впервые сыграл Концерт Штрауса, а это было обязательное произведение. Тульский симфонический оркестр был хорошо подготовлен, а с дирижером Максимом Алексеевым было приятно и удобно музицировать. Эти репетиции мне очень помогли и на концерте в Туле, и в финале конкурса. Дом музыки проявил много внимания и заботы по отношению к нам. Когда в Санкт-Петербурге перед финалом были трудности с классами для занятий, нам позвонили из Дома музыки и предоставили классы, было приятно заниматься в уже родных стенах.
Интервью подготовила Татьяна Михайлова