Фортепиано и кларнет, юбилей Брамса и любимые мелодии
18 мая, в четверг, в 18.30 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает в Вятскую филармонию (г.Киров) на концерт цикла «Музыкальная сборная России». Солисты Дома музыки, лауреаты международных конкурсов пианист Александр Ключко и кларнетист Вазген Юсупов выступят с Вятским губернским симфоническим оркестром. В программе: Второй фортепианный концерт Брамса, Интродукция, тема и вариации для кларнета Россини, Ария Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин» в транскрипции для кларнета Андрея Рубцова, «Послеполуденный отдых фавна» и Рапсодия для кларнета Дебюсси. Дирижер – Илья Дербилов.
Программу вечера откроет прелюдия Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна», написанная в 1892 году по эклоге поэта-символиста Малларме. Это очень своеобразная иллюстрация стихотворения, состоящая из невероятно красочных музыкальных пейзажей, следующих один за другим и погружающих в мир пасторальной античности. Премьера состоялась в декабре 1894 года в Париже. Это первое симфоническое произведение композитора, в котором в полной мере проявился его индивидуальный импрессионистский стиль.
Первая рапсодия для кларнета была написана Дебюсси в 1909 году, когда он работал в жюри конкурсов духовых инструментов в Парижской консерватории. Сочинение, написанное в импровизационной манере, построено на чередовании разнохарактерных эпизодов, создающих яркую, образную картину природы. Первоначально это была пьеса для кларнета и фортепиано, позднее Дебюсси сделал версию для исполнения с оркестром. Композитор называл Рапсодию одной из самых «приятных» своих пьес. Произведение посвящено известному французскому кларнетисту и педагогу Просперу Мимару.
В итальянской музыке XIX века Джоаккино Россини по праву занимает центральное место. Его новаторские идеи оказали огромное влияние на развитие европейского оперного искусства. Он с поразительной легкостью и скоростью создавал свои шедевры. Виртуозный стиль автора самых известных комических опер безошибочно узнаваем в его произведениях и других жанров. Одно из ранних его сочинений в жанре вариаций для сольного инструмента с оркестром – Интродукция, тема и вариации для кларнета с оркестром си-бемоль мажор. Солнечная, искрящаяся музыка и виртуозная сольная партия делают эту пьесу подлинным шедевром творчества Россини.
Одна из самых знаменитых и любимых публикой оперных арий – Ария Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин» – написана для лирического тенора. Сам Чайковский признавался, что стремился избежать «блеска и трескучей эффектности», поэтому на первом плане мелодическая красота и задушевность этой музыки. В концерте Ария прозвучит в версии для кларнета с оркестром современного композитора и дирижера Андрея Рубцова, сделанной по известной транскрипции для скрипки Леопольда Ауэра, опубликованной в Америке в 1921 году.
В 1881 году Брамс завершил свой Второй фортепианный концерт, работа над которым длилась три года. Эта монументальная работа – одна из важнейших в карьере композитора, вобравшая в себя многие самые смелые черты романтизма XIX века. По своей масштабности Концерт приближается к симфонии с фортепиано. Традиционный для инструментальных концертов трехчастный цикл Брамс дополнил скерцо. Эпическая широта, размах, торжественность, богатство красок и жизнерадостное мироощущение были по достоинству оценены публикой, пришедшей на премьеру в исполнении автора в Будапеште 9 ноября 1881 года. С тех пор Второй фортепианный концерт си-бемоль мажор Брамса входит в репертуар ведущих пианистов мира.
Александр Ключко (фортепиано), 22 года - выпускник Высшей школы музыки им. А. Корто в Париже (класс профессора Рены Шерешевской). С 2021 года – студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Павла Нерсесьяна). Победитель XX Международного конкурса пианистов Иль-де-Франс (Мезон-Лаффитт, Франция, 2018). Победитель XIII Международного конкурса молодых музыкантов (Москва, 2018). Победитель V Манхэттенского международного музыкального конкурса (Нью-Йорк, США, 2020). Лауреат I премии Международного конкурса им. С.В.Рахманинова (Москва, 2022).
Вазген Юсупов (кларнет), 19 лет - студент «Академии Джаза» Игоря Бутмана в Москве (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Евгения Петрова). Победитель II Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» (Сочи, 2020). Победитель IV Международного конкурса «Вебер-Кларнет» (Петрозаводск, Республика Карелия, 2021). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2021 года.
Вятская государственная филармония была открыта в 1958 году. Коллектив сложился на базе Кировского концертно-эстрадного бюро, работавшего с 1939 года. Сегодня в составе филармонии Вятский оркестр русских народных инструментов имени Ф. И. Шаляпина, Вятский симфонический оркестр имени В. А. Раевского и Вятский камерный оркестр.
18 мая 2023 г. Начало концерта в 18.30
Киров, ул Ленина, 102Б
Стоимость билетов: 250-300 рублей
Телефон кассы: 8 (833) 221-22-40
Аудитория: 6+
Доступна оплата «Пушкинской картой»
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П. И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Сочи, Калининграде, Нижнем Новгороде, Архангельске, Туле, Воронеже, Екатеринбурге, Петербурге, Москве – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96