400 - 500 руб.
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
БЕСПЛАТНЫЕ БИЛЕТЫ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ
I отделениеВ.А. Моцарт (1756-1791).
Концерт для гобоя с оркестром до мажор KV314
Николь Лансере (гобой)
Внимание! Изменение в программе от 18.11.25
вместо ранее объявленного выступления Георгия Акимова (ударные инструменты)
А. Бородин (1833 - 1887).
«Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» AB 25
И. Брамс (1833-1897).
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор op.77
(каденция Й. Иоахима)
София Яковенко (скрипка)
Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр
Главный дирижер Заслуженный артист России Александр Титов
О программе концерта
Жанр инструментального концерта был необычайно популярен в европейской музыке XVIII века. К нему обращались все композиторы той эпохи, но наиболее яркие образцы оставил В. А. Моцарт, создавший в данном жанре около полусотни замечательных концертов, где в качестве солирующего выступали не только традиционные фортепиано или скрипка, но почти все оркестровые инструменты. Моцарт по сути создал тип «симфонизированного» концерта, основанного на равенстве и «состязательности» партий солиста и оркестра. В 1782 году в одном из посланий к отцу Моцарт писал о своем понимании жанра: «Концерты дают нечто среднее между слишком трудным и слишком легким; они блестящи, приятны для слуха, но, разумеется, не впадают в пустоту; то тут, то там знаток получит настоящее удовлетворение, но и не знатоки останутся довольны, сами не ведая почему». К данным сочинениям относится и Концерт для гобоя с оркестром До мажор, написанный в 1777 году. Именно Моцарту довелось установить классические черты инструментального концерта, определив его трехчастный тип, который он с успехом претворил в Концерте для гобоя. Первая часть (Allegro aperto) — сонатное аллегро, где сначала звучит оркестр, а далее – солирующий инструмент, и они словно состязаются друг с другом. Всегда у Моцарта в первой части присутствует виртуозная каденция солиста, демонстрирующая богатые выразительные возможности инструмента, и здесь она также представлена. Вторая часть (Adagio non troppo) раскрывает лирические чувства героя произведения, она словно продолжает традиции прекрасной итальянской кантилены. Третья часть (Rondo: Allegretto) — скерцозный жанровый финал с яркой инструментальной звучностью. Концерт был написан для известного итальянского гобоиста Джузеппе (Йозефа) Ферлендиса (1755-1810) и посвящен ему.
«Князь Игорь» крупнейшего русского композитора Александра Порфирьевича Бородина (1833–1887) считается одной из самых ярких национальных опер 19 века. В ее основу положен знаменитый древнерусский литературный памятник «Слово о полку Игореве» о неудачном военном походе русского князя против степняков-половцев в 1185 году. Второе действие этой оперы разворачивается в половецком стане, где в плену томится главный герой. Хан Кончак, желающий завоевать доверие князя, развлекает его, демонстрируя народные песни и танцы. Этот эпизод получил название «Половецкие пляски». Русская опера, всегда богатая балетными сценами, в том числе «восточными», в сочинении Бородина получила одно из самых блистательных решений. Здесь последовательно представлено несколько эпизодов: завораживающая красота нежного, грациозного девичьего танца сменяется дикой, неистовой мужской пляской и далее – стремительной пляской юношей. Выделенность эпизода в оперной сцене определила возможность его существования, во-первых, как самостоятельной оркестровой пьесы, во-вторых, как отдельного балета, поставленного хореографом Михаилом Фокиным в начале 20-го века и с невероятным успехом прошедшего в «Русских сезонах» в Париже. С тех пор «Половецкие пляски» остаются одним из самых знаменитых оркестровых эпизодов во всем мире.
Скрипичный концерт D-dur был создан выдающимся немецким композитором Иоганнесом Брамсом летом 1878 года, он считается одним из самых ярких произведений скрипичного репертуара. В процессе работы композитор постоянно консультировался с известным виртуозом И. Иоахимом, которому впоследствии посвятил свое сочинение. Его же Брамс попросил написать каденцию к первой части. В Скрипичном концерте, как и ранее в фортепианных концертах, Брамс пошел в определенной мере наперекор сложившимся традициям: вместо выдвижения партии солиста на первый план, он заставил скрипача подчиниться оркестру, в отдельных эпизодах почти слиться с ним.
В традиционной трехчастной композиции произведения (I. Allegro non troppo. II. Adagio. III Allegro giocoso, ma non troppo vivace) Брамс значительно усилил роль первой части: она по масштабам превышает совместное звучание двух последующих частей. Изменил композитор в ней и характеры основных тем: обычно драматическая главная партия в этом Концерте звучит пасторально, лирическая побочная же приобрела драматический оттенок, активные интонации введены в заключительную партию. Концерт задумывался как четырехчастный, но вскоре Брамс отказался от этой мысли. Он писал Иоахиму: «Средние части я убрал — конечно, они были лучшими, — и заменил жалким Адажио». Самокритичность Брамса не помешала ему создать удивительно выразительную медленную часть. Она начинается мягкой, красивой мелодией, исполняемой гобоем, в ее основу положены чешские фольклорные мотивы. Примечательно, что она основывается на музыкальном девизе Брамса: FAF («Frei aber Froh») – «Свободный, но счастливый». Как яркий контраст по отношению к первой и второй части Концерта возникает его финал, основанный на венгерских народных темах. Эмоционально подчеркнутые интонации, богатая и разнообразная ритмика, масштабность и энергия звучания, где скрипка воссоздает стиль игры народных исполнителей, — все это рождает ощущение праздничного завершения многогранной вереницы событий.
Проф. З.М. Гусейнова
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин




































